Чтение руками, или История одного изобретения

Знаете ли вы, что объединяет водные лыжи, меховые наушники, фруктовое мороженое на палочке и шрифт Брайля? Все эти очевидные сегодня предметы были изобретены детьми. Список детских изобретений поистине огромен – это и батут, и перчатки без пальцев,  и снегоход, и калькулятор…  Не случайно существует праздник — День детских изобретений, который отмечают 17 января. И это не шутка, а дата, когда мы можем поздравить всех юных изобретателей и поблагодарить их за идеи, которые делают нашу жизнь лучше.
Как раз сегодня хороший повод вспомнить легендарного Луи Брайля. Что мы о нем знаем? Скорее всего, только его имя и тот факт, что этот человек изобрел азбуку для слепых. Если помыслить логически, еще можно предположить, что он и сам был незрячим. Вот собственно и все, однако, мало кому известно, что это изобретение было сделано им в возрасте всего 15 лет.

Брайль появился на свет 4 января 1809 года в  маленьком городке к востоку от Парижа. Вместе с родителями, двумя старшими сестрами и старшим братом он жил на ферме, трех гектарах земли и виноградников. Его отец  владел успешным кожевенным предприятием, изготавливая упряжь и прочие изделия из кожи. С тех пор, как он научился ходить, маленький Луи часто играл в мастерской отца и в возрасте трех лет, пытаясь проколоть кусок кожи шорным ножом, похожим на шило, он серьезно повредил глаз. Местный врач наложил повязку на поврежденный глаз и отправил родителей мальчика к известному парижскому хирургу, но и тому не удалось исправить положение. Мало того, что ребенок ослеп на один глаз, воспаление перекинулось и на второй, и к пяти годам Луи окончательно ослеп.

 Его родители – что было довольно необычно для того времени, — приложили массу усилий, чтобы их младший мальчик рос и развивался нормально, насколько это было возможно, и с их помощью у Луи это получилось. Он научился ориентироваться в родной деревне, передвигаясь с помощью тростей, которые делал для него отец, а его живой и творческий ум настолько впечатлил местных учителей и священника, что они советовали родителям дать Луи настоящее образование. До десяти лет он учился в родном городе, но ум и прилежание ребенка требовали большего, и Луи стал учеником одной из первых во Франции и мире школ для незрячих, Королевского института для слепых детей.

Детей учили читать по системе, разработанной Гаюи, который, будучи зрячим, всю свою жизнь посвятил помощи слепым. В типографии при школе он создал небольшую библиотеку для своих подопечных — книги были отпечатаны на плотной бумаге с тиснением, и читатели могли узнавать буквы, ощупывая их пальцами. Разумеется, книги Гаюи помогли Брайлю, но пытливый ум мальчика приходил в отчаяние от того, как мало информации удавалось уместить в такие книги. Кроме того, они были очень дорогими, их могли читать и зрячие люди без специальной подготовки, а вот писать по этой системе ученики не могли, и Луи писал домой письма с помощью трафаретов из плотной кожи, сделанных для него отцом.

Окончив обучение, Луи остался в школе в качестве помощника преподавателя, а в 1833 году занял место учителя. Большую часть оставшейся жизни он преподавал историю, геометрию и алгебру. Кроме того, юноша оказался талантливым музыкантом, виолончелистом и органистом, и занимал должности органистов в парижских церквях.

Брайль с детства был полон решимости сделать чтение и письмо обыденной частью жизни незрячих людей, поэтому, узнав в 1821 году о системе связи, разработанной французским военным, капитаном Шарлем Барбье, представлявшей из себя код из точек и тире, отпечатанный на плотной бумаге, изучил ее с разрешения капитана. Система Барбье была слишком сложной, но она вдохновила Брайля на создание собственного тактильного рельефно-точечного шрифта.

Юноша разработал свой код, где символы обозначались максимум шестью точками, и придумал комбинации для всех без исключения букв, знаков препинания, цифр и даже нот.

 

 

 

 

 

Луи не жалел времени и сил, и его система была практически завершена уже в 1824 году, когда ему было всего 15 лет. Через 5 лет он опубликовал свои разработки, а в 1837 г. еще больше упростил шрифт, так, чтобы распознавать символы можно было одним касанием пальца. В этом же году вышла первая книга, которая была напечатана шрифтом Брайля. Это была  история Франции, но к сожалению, она не получила признания, потому что не все люди понимали возможности использования азбуки Брайля.

Увы, слабое здоровье и ранняя смерть – Луи Брайль скончался в возрасте 43 лет, 6 января 1852 года, — не позволили создателю шрифта Брайля «увидеть», как его изобретение распространилось по всему миру. Уже два года спустя после его смерти по настоянию восхищенных учеников обучение в Институте перешло на шрифт Брайля.

Сначала шрифт Брайля распространился на франкоязычные страны и колонии, а затем был адаптирован и для других языков.

В 1869 году при задействии азбуки Брайля напечатали первый роман — «Лавка древностей»  Чарльза Диккенса.

 

 

 

Дом в Кувре, где Брайль провел детство, и где он умер, сегодня превратился в музей, а на городской площади, которая носит его имя, стоит большой памятник.

 

 

 

В настоящее время с помощью шрифта Брайля незрячие люди имеют возможность не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом. Сейчас придумали устройство к компьютеру, которое превращает обычный текст в текст, написанный шрифтом Брайля.

 

 

 

 

 

О том, что система Брайля проста в применении, говорит уже тот факт, что шрифт признан во всем мире. Благодаря универсальному и несложному шифрованию, технике чтения достаточно легко обучиться. При хорошей тренировке можно развить скорость чтения до 150 слов в минуту. Это делает жизнь незрячих, а также людей с плохим зрением вполне самостоятельной и полноценной. Ведь благодаря умению читать шрифтом Брайля человек может не только развивать свой интеллект, но и выполнять такие ежедневные задачи, как, например, покупка продуктов.

Сегодня, почти два века спустя, шрифт Брайля все еще остается бесценным инструментом обучения и коммуникации незрячих, адаптированным для множества языков.