День в истории литературы. «Азбука» Л.Н.Толстого

13 ноября 1872 г. вышла в свет «Азбука» Льва Николаевича Толстого, которая была одним из любимых творений великого писателя. Толстой считал этот труд самым важным в своей жизни, отодвинув «Войну и мир» на второй план.

Выход «Азбуки» стал своеобразным прорывом в образовании, так как появился специально написанный учебник для крестьянских детей, которые читали его как настольную книгу. Лев Толстой думал, что его книгу оценят только те дети, которые смогут по ней выучиться, оказалось, что этому произведению уготована иная судьба.

Не секрет, что Лев Николаевич Толстой много уделял внимания детскому образованию. Он основал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне, уроки в которой существенно отличались от уроков в других учебных заведениях того времени. Здесь дети не знали ни порок, ни ругани, ни унижений, занятия проходили в свободной форме. Лев Николаевич много рассказывал об окружающем мире, занимался гимнастикой с ребятами и учил правописанию.  Летом  писатель гулял по лесу с учениками, а зимой катался на санках.

 

 

 

 

В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку». Она открывалась алфавитом, после которого следовали пословицы и поговорки как примеры для чтения, упражнения для соединения слогов и тренировки произношения.  Во второй части помещались короткие нравоучительные рассказы: «Муравей и голубка», «Дележ наследства», «Хорек» и многие другие. Третья и четвертая части состояли из курса арифметики и текстов из «Книги Бытия» и «Евангелия от Матфея». Граф Толстой не поленился сопроводить «Азбуку» рекомендациями для учителя.

Специалисты высоко оценили педагогический труд Толстого, хотя в предлагаемых им книгах не было каких-то новаторских методик обучения чтению или же простейшим действиям арифметики. Тогда в чем же заслуга «Азбуки»? Новизна этой книги заключалась в создании особого языка, умеющего передать необходимые сведения в очень простой и доступной для восприятия форме, не потеряв при этом своей художественности. «Надо, чтобы все было красиво, коротко, просто, и, главное, ясно», – так сформулировал Толстой задачу, которую ставил перед собой при создании «Азбуки».

 

 

 

 

 

Рассказы, которые он помещал туда, не являлись оригинальными (автор этого не скрывал) – это была переработка сказок различных народов (русских, индийских, персидских, арабских, немецких и др.), а также произведений литературы Древней Греции и Рима (в том числе басен Эзопа). Вместе с тем, заимствуя общие сюжетные линии, Толстой каждый раз создавал свои собственные рассказы, басни, сказки. Благодаря «Азбуке» впервые в мировой истории классические сюжеты стали доступны самым широким и непривилегированным слоям населения.

«Азбуку» мою, — писал он двоюродной тетке, — пожалуй, не смотрите. Вы не учили маленьких детей, вы далеко стоите от народа и ничего не увидите в ней. Я же положил на нее труда и любви больше, чем на все, что я делал, и знаю, что это одно дело моей жизни важное. Ее оценят лет через 10 те дети, которые по ней выучатся».

Когда «Азбука» была издана, Толстому пришлось выслушать и критику, главным оппонентом выступило Министерство народного просвещения, которое отказалось рекомендовать учебник. Писатель был вынужден доработать издание, так появилась «Новая Азбука». Несколько позже были изданы четыре тома «Русских книг для чтения».

 

Всего Львом Николаевичем было написано для детей 629 произведений различных жанров. Многие из них до сих пор входят в буквари – это «Филиппок», «Три медведя», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Кавказский пленник», рассказы о Бульке и другие.

 

 

Толстой мечтал о том, что «…по этой «Азбуке» только будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких…», но прошло гораздо больше времени, а книга все переходит из одного издание в другое, формируя традицию и вечность слова. До сих пор дети получают первые поэтические впечатления о жизни из произведений Толстого, включенных в его «Азбуку».