Освободители земли русской

4 ноября Россия отмечает один из главных государственных праздников – День воинской славы — День народного единства. Праздник был учреждён Федеральным Законом в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.

Кто они, эти защитники Отечества – Минин и Пожарский?

Козьма Минин — Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий появился на свет в конце XVI века. О ранних годах Минина известно мало. Есть предположение, опирающееся на местное, что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны.

Это имя в России известно каждому и чаще всего упоминается в сочетаниях: «Минин и Пожарский», «Пожарский, Минин и Гермоген». Подробностей о жизни одного из спасителей Руси мы не знаем. Хотя даже беглый взгляд на его деятельность показывает, что в Минине наша страна обрела истинного гражданина – инициативного, бесстрашного, не отделяющего личной судьбы от судьбы народа и государства. Главной мотивацией гражданского подвига Минина была православная вера. В смутное время Православие оказалось в опасности, и именно Минин был инициатором организатором успешного сопротивления полякам и литовцам.

Во время боев за Москву летом и осенью 1612-го Минин проявил лидерские качества. Показал себя истинным храбрецом, не жалел живота своего. Был верен присяге «умереть за христианскую веру», которую принес вместе с воинством. В кульминационный момент битвы, когда в ополчении началось дезертирство и инициативу перехватили поляки, Минин с тремя сотнями бойцов переправился через Москву-реку и направился к лагерю Ходкевича. Лихое наступление вынудило поляков отступить. В военном отношении это была решающая атака всей войны! И возглавил ее Минин.

Умер в 1616 году, «во время розысков» в «казакских местах» (там, где население бывшего Казанского ханства несло казачью службу провозглашённой великой российской державе) по случаю восстания татар и черемис. Минин Кузьма Минич был погребён на погосте приходской Похвалинской церкви. В 1672 году его прах перенесли в Нижегородский кремль, в Спасо-Преображенский собор. Митрополит Нижегородский Филарет отслужил панихиду. В середине XIX века обветшавший собор разобрали, построили на его месте новый. Могилу Минина заботливо сохранили.

В 1930 году, после разрушения Спасо-Преображенского собора, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей-заповедник, а затем перенесен в Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля.

Дмитрий Пожарский родился 1 ноября 1578 года в семье князя Михаила Фёдоровича Пожарского и Евфросиньи Фёдоровны Беклемишевой. Род князей Пожарских ведёт свою историю от легендарного князя Всеволода Большое Гнездо, потомки которого правили Россией вплоть до пресечения династии Рюриковичей.

Отец Дмитрия Пожарского умер, когда мальчику не было и десяти лет. Мать перевезла Дмитрия вместе с братом и сестрой в Москву, где занялась их воспитанием. Ефросинья Беклемишева происходила из знатного дворянского рода, но даже с учётом этого для своего времени она была уникальной женщиной. Мать князя Дмитрия сама получила отличное образование и смогла дать такое же своим детям. На протяжении всей своей жизни она помогала Дмитрию мудрыми советами, к которым сын всегда прислушивался.

Именно мать сформировала у Дмитрия Пожарского такие качества, как отсутствие чванства, заносчивости и зазнайства; отсутствие алчности и высокомерия, справедливость и великодушие; скромность и честность в отношениях к людям и поступках; преданность государям российским и своему Отечеству; храбрость и способность к самопожертвованию.

Князь Дмитрий скончался 20 апреля 1642 года. По обычаю века умирающий принял схиму. Погребли его в родовой усыпальнице Пожарских в суздальском Спасо-Евфимиеве монастыре. Так закончился жизненный путь Дмитрия Пожарского, друга и сподвижника Кузьмы Минина.

Эпоха Смутного времени оказалась для России тяжелейшим испытанием. Вопрос стоял не только о власти, а о самом существовании страны как независимого государства. Внутренняя междоусобица поколебала все государственные институты, все представления о долге и чести. . В Москву вошли польские войска, с которыми сотрудничали представители «Семибоярщины». К сопротивлению оккупантам призвал патриарх Гермоген, рассылавший во все города России грамоты с призывом защитить русскую.

В сентябре 1611 года энергичный и деятельный нижегородский земский староста Козьма Минин призвал к формированию нового ополчения для освобождения Москвы и России и в целом. Минина поддержали и поручили ему руководить сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения.

Учитывая горький опыт первого ополчения, Козьма Минин серьёзно подошёл к вопросу о кандидатуре военачальника. В итоге нижегородцы призвали возглавить ополчение Дмитрия Пожарского. Так сформировался тандем Пожарский – Минин, который стал одним из самых успешных в истории России.

В конце июля 1612 года Второе ополчение выступило на Москву. Ополченцы шли на перехват войск польского гетмана Ходкевича, двигавшегося на помощь засевшим в Москве полякам с большим обозом. Схватка у стен Москвы между 15-тысячным войском гетмана Ходкевича и 8000 ополченцев князя Дмитрия Пожарского растянулась на несколько дней. Мужество русских воинов и полководческий талант князя Пожарского решили дело — войска гетмана потерпели решительное поражение и отступили.

Оставшиеся в Кремле оккупанты были лишены всякой надежды на помощь. 1 ноября 1612 года после длительной осады ополченцы штурмом взяли Китай-город. Спустя четыре дня капитулировал гарнизон Кремля. Москва была освобождена от захватчиков.

Минин и Пожарский. Всего лишь несколько лет довелось этим людям бороться бок о бок. С тех пор их имена стали в сознании русских людей неразделимы.

Они и на памятнике вместе, пьедестал которого украшен барельефами с двух сторон и надписью: «ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМУ БЛАГОДАРНАЯ РОССІЯ. ЛѢТА 1818».  Памятник поставлен в 1818 году, в центре Москвы в благодарность подвигу, который совершили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Он символизирует значимость поступка двух героев для развития, процветания, свободы и независимости своей Родины и Отчизны великого государства русского.