Посланник мужества. Юбилей В.Быкова

19 июня исполнилось 95 лет со дня рождения знаменитого белорусского писателя, автора военной прозы Василя Владимировича Быкова.

Василь Быков… Это имя особняком стоит в литературе XX века. Если мы заглянем в библиотечные каталоги, то увидим, что до недавнего времени писатель этот относился к русской литературе советского периода (тем более, что почти всегда самостоятельно переводил свои произведения с белорусского на русский язык), и только после 2000 года его произведения «перешли» в разряд «зарубежных».

Его часто называют человеком, который выжил. Писатель прошел почти всю войну, поэтому и неудивительно, что его книги, суровые и справедливые, прежде всего, о жестокой правде военных лет, о маленьких белорусских деревушках и оставшихся незаметными сражениях, о простых людях, измученных неизвестностью исхода войны, чувством безнадежности, голодом и холодом.

   Творчество Василя Быкова еще долго будет вызывать интерес читателей. Его произведения сразу обжигают людские сердца, тревожат душу, заставляют думать, бередят память.

 

Родители будущего писателя были крестьянами. Детство мальчика было безрадостным: «Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть…». Василь рано увлекался рисованием. Он поступил в художественное училище, где изучал основы ваяния скульптур, но вынужден был бросить учебу, оставшись без стипендии. Страсть к рисованию сохранилась у великого писателя на всю жизнь. Это видно в его даче под Минском, ставшей музеем. Здесь множество его рисунков и этюдов, в которых чувствуется художественный талант. Представлены кисти, наборы красок, этюдник и другие принадлежности художника.

 

Быков начал свой воинский путь в 1942 году, был на передовой, едва не погиб в боях под украинским селом Большая Северинка. Родным даже успели отправить похоронку, а на северинковском обелиске памяти павших указали и его имя. Но лейтенант Быков тогда все-таки выкарабкался и, проведя несколько месяцев в госпиталях, вернулся на фронт, участвовал в боях в Румынии, Венгрии, Болгарии, встретив День Победы в Австрии.

 

Интересный факт. Вскоре после начала войны, отставший от своих товарищей Быков едва не был расстрелян красноармейцами, так как его приняли за немецкого шпиона. В его кармане нашли схему движения колонны – наивный парень рисовал ее по пути, и этим едва не подписал себе смертный приговор. Быкова заперли в подвале, потом привели туда, где расстреливали заключенных. Он впал в такое отчаяние, что красноармеец пожалел его и позволил Василю сбежать. Эти события легли в основу повести «Мертвым не больно». Сейчас она рекомендована школьникам Министерством образования. Но тогда после первой публикации ее приняли в штыки: властям не понравилось, что Быков без прикрас описал отношение высших чинов к простым людям – пренебрежение начальников к человеческим жизням не больно-то укладывалось в героические образы, которые полагалось изображать советским писателям.

 

С 1947 года, после демобилизации, мастер пера жил в Гродно – городе, который именуется культурной столицей Белоруссии. В то же время Василь Владимирович начал печататься, параллельно работая в различных мастерских и в редакции местной газеты. С 1959 года начинается его творческая биография: Василь Быков представляет на суд читателей произведение «Журавлиный крик», а в 1961-ом выходит в свет повесть «Третья ракета», принесшая писателю признание и славу.

В 1982 году Василь Быков становится автором повести «Знак беды», которая стала значимым произведением в литературе советского пространства. За это творение писатель был награжден престижной Ленинской премией. Среди его лучших повестей – «Сотников», «Альпийская баллада», «Обелиск»,  «Дожить до рассвета», «Волчья яма». Большая часть произведений Василя Быкова написана на белорусском языке и переведена на русский язык лично автором.
 

 

Талантливые и искренние произведения В.Быкова были экранизированы в почти двадцати кино и телефильмах. Огромной популярностью зрителей пользовались фильмы, снятые по одноименным повестям «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», 3-х серийный фильм «Долгие версты войны» и другие. По «Альпийской балладе» композитором Е. Глебовым был создан балет, а на музыку Г. Вагнера по сюжету произведения «Волчья стая» была написана опера.

Тем не менее, практически все крупные произведения Быков советского периода в той или иной мере были подвержены цензуре. В том же «Знаке беды», к примеру, сокращена целая глава. А в «Западне» из-за требований цензуры была полностью переписана концовка. В «Его батальоне» по настоянию редактуры был дописан иной, не быковский финал.

Из-за своего несогласия с политическим курсом страны Быков подвергался гонениям, в результате чего переехал сперва в Чехию, потом в Финляндию, затем в Германию, где и прожил почти весь остаток жизни. 

Прожив непростую жизнь — собственную и литературную, В. Быков может быть отнесен к разряду счастливых авторов. Ему повезло работать  в тот период, когда книги выходили огромными тиражами (от 25 до 400 тысяч экземпляров), и затертые обложки библиотечных книг В. Быкова сами говорят за себя. Его правда об Отечественной войне входила в дом и размышления многих читателей, бравших его книги «по обязаловке» школьной программы или по зову душевного любопытства. Таким образом, происходил диалог автора с огромным количеством людей разных поколений, которым после книг Быкова становилось ясно, что это не просто правда о войне. Быков — сама война… «Я не лидер и не «совесть нации», я простой, измотанный жизнью белорус, который хочет одного — остаться честным», — напишет он незадолго до смерти в документальных очерках «Долгая дорога домой». Он им остался… И оставил в транснациональной культуре памяти Настоящую Литературу и хорошие книги.