Коряки

Просмотров: 1269

Коряки, народ в России, коренное население Камчатского края.

Название народа образовалось от корякского слова «кор», т.е. «возле оленя находящиеся». Сами себя коряки называют по-разному, например «чавчывав» (оленевод). В начале века численность коряков достигала 8 тыс. человек, из них большая часть кочевала с оленями. Сегодня они проживают в основном на Камчатском полуострове, хотя еще двумя столетиями ранее их племя располагалось на гораздо большей территории.

В настоящее время коряки подразделяются на две хозяйственно-культурные группы: береговых (или приморских) и тундровых.

Приморские коряки, как полагают ученые, являются прямыми наследниками древней неолитической культуры Северной Камчатки и Охотского побережья. По языку они палеоазиаты. Язык чукчей и коряков настолько схож, что они легко понимают друг друга.

Традиционное занятие приморских коряков — рыболовство, охота на морского зверя. Основное промысловое значение имеют лососевые породы рыб, сельдь, треска, морской зверь (кит, касатка, белуха, тюлень).

Этногенез обитателей внутренней Камчатки, тундровые коряков, не совсем ясен. Так, некоторые исследователи усматривают в них потомков тех же приморских коряков, развивших оленеводство под влиянием их этнических соседей — эвенков. Традиционное занятие тундровых коряков — оленеводство. Среди коряков-оленеводов были довольно зажиточные владельцы стад, имевшие десятки тысяч оленей. Зимой стадо паслось возле стойбища, а на лето пастухи отгоняли оленей в горы, где были хорошие пастбища. Основное стойбище в это время располагалось где-нибудь на берегу богатой рыбой реки.

Кочевые коряки, как и чукчи, жили в ярангах, а береговые — в полуземлянках. Деревянный бревенчатый остов такого жилища, метра на полтора врытого в землю, сверху накрывали дерном. В плоской крыше оставляли небольшое квадратное отверстие, которое служило дымоходом, окном и дверью одновременно.

По вероисповеданию коряки придерживаются преимущественно православия, хотя сохраняют и многие дохристианские поверья и обряды (шаманизм, промысловые культы, поклонение священным местам - сопкам, утесам, мысам).

Все традиционные корякские праздники сезонные. У оленеводов весной, когда после отела стадо подгоняют к стойбищу, отмечался праздник рогов — кильвей, осенью праздник забоя оленей. У приморских охотников перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона морского промысла (в ноябре) праздник нерпы — хололо. Все корякские праздники сопровождаются обрядовыми плясками. Они напоминают движение животных и птиц: тюленей, медведей, воронов. В гортанном, хриплом пении, под которые их танцуют, поется о суровой, но прекрасной северной природе. Азартное зрелище любого северного праздника - гонки на оленьих упряжках. Почти у каждого оленевода имеется пара беговых животных, на выучку которых потрачен не один год. Дистанция на гонках немалая, да и мороз нешуточный, но олени быстро мчат ездока по заснеженной тундре.

В последнее время развивается профессиональная корякская культура, особенно в области этнохореографии и декоративно-прикладного искусства.

 

 

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.