Отражение жизни русского народа

Просмотров: 855

#годкультурногонаследияРосиии

Русское устное народное творчество прошло значительный путь исторического развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. Жанровый состав его богат и разнообразен. Он включает в себя сказки, пословицы, загадки, поговорки, легенды, предания и многое другое, что есть у народов других стран. Но в устном народном творчестве других народов нет былин, частушек, дум, колядок, героических эпических песен.

Весь русский фольклор можно разделить на обрядовый, который связан с каким-либо обрядом и необрядовый, который существует в народе сам по себе. Обряды в свою очередь бывают календарные и семейные.

Календарные обряды сопровождаются специальными песнями, которые и назывались по названию праздника: масленичные песни, святочные колядки, веснянки, семицкие песни и другие.

Начинался год с новогодних, святочных обрядов, которые праздновались с 24 декабря по 6 января. Во время святок проводились различные игры с ряжеными, гадания, которые определяли судьбы на целый год. Молодёжь ходила по улицам и под окнами домов пели колядки – новогодние поздравления. За эти поздравления они получали подарки.

Ты, хозяин, не томи

Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!

Маленький хлопчик

Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет,
Колядку потешает.

Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,Кольцо колбаски.

Гадания с особыми песнями, которые назывались «подблюдные», предсказывали, какая из гадающих девушек в этом году выйдет замуж.

Масленичные песни связаны с обрядом встречи и обрядом проводов Масленицы. Эти песни - весёлые и жизнерадостные.

Приезжай к нам в гости,

масленица, на широкий двор –

на горах покататься,

в блинах поваляться,

сердцам потешаться!

Как на масленой недели

Со стола блины летели,

И сыр, и творог-

Все летело под порог!

Девки, Масленка идет!

Кто нас покатает?

У Петрушки на дворе

Сивка пропадает.

Когда наступал семинедельный великий пост, дети, по обычаю, разносили печенье в форме жаворонков и исполняли песни-веснянки, чтобы весна пришла быстрее.

Уж ты пташечка,

Ты залётная!

Ты слетай

На синё море,

Ты возьми

Ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!

Жаворонок, Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето!

На тебе сани.

А нам телегу!


Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

Егорьевские песни были связаны с весенним Егорьевым днём 23 апреля, когда крестьяне первый раз выгоняли стадо в поле. Молодёжь в этот день ходила по дворам и пела егорьевские песни, в которых они желали хозяину благополучия ему и его животным.

Царь полевой, царица полевая,
Царь лесной, царица лесная,
Царь водяной, царица водяная!
Все чурочки, все палочки,
Берегите мою скотину
От сглазу, от злых людей,
От диких зверей и от всех прочих!

Телоньки, телитесь!
Свинки, пороситесь!
Петушок, топчися!
Курочка, несися!
Хозяюшка, добрися!
Хозяин, не скупися!

Вьюнишные песни исполнялись после пасхальной недели и связаны были с поздравлением молодых супругов, обвенчавшихся в прошедший год. А на седьмой неделе после пасхи, которая называлась семицкой, в четверг, который назывался Самиком, накануне Троицы, совершался обряд «завиванья венка» из берёзы. Гадания на венках сопровождались задушевными, лирическими семицкими обрядовыми песнями.

Йо, йо, березынька,

Йо, йо, кудрявая!

Семик честной да Троица -Только, только

У нас, у девушек,

И праздничек!

Березынька кудрявая,

Кудрявая, моложавая,

Под тобою, березынька,

Всё не мак цветет,

Под тобою, березынька,

Не огонь горит,

Не мак цветет- Красные девушки

В хороводе стоят,

Про тебя, березынька,

Всё песни поют.

Летом и осенью обрядов были мало, потому что люди были заняты на полевых и других сельскохозяйственных работах. Купальные обряды на праздник Ивана Купалы нашли своё отражение в песнях. Так, одна из них начинается так:

«Ходил чижик по улице,

Собирал девок на Купальню:

Ну-ка, девки на Купальню,

Ну-те да вы, девки, на Купальню!»

Обрядовые осенние песни связаны с заботой о хорошем урожае, с началом жатвы, с первым и последним снопом.

Вместе с календарными обрядами, которые проводились всем селом или деревней, проводились обряды, которые были связаны с жизнью одной семьи. Они получили название семейно-бытовые обряды.

   Эти обряды были связаны с рождением человека, чтобы обезопасить новорождённого, положительно повлиять на его судьбу, уберечь от всего плохого и сделать его жизнь счастливой и благополучной. Ребёнку читали заговоры, пели колыбельные песни с пожеланиями счастья.

Свадебные обряды были самыми значительными, занимали много времени. Исполнялись заговоры, жениха и невесту обязательно обсыпали хмелем или зерном, чтобы они были богатыми. Невесте сажали на колени малыша-крепыша, чтобы она родила здоровых детей. Невеста исполняла свадебные причитания о её переживаниях с предстоящим выходом замуж. Свадебную обрядность всегда сопровождали песни, которые исполнялись хором. Они были грустные и весёлые и отличались высокой поэтичностью. 

       

Малым жанром устного народного творчества является пословица. Ей свойственна краткость и простота. Пословицы рождаются в бытовой разговорной речи. В пословице обобщён богатый опыт народа, его мудрость, его наблюдения над природой, жизнью, человеком. Очень многие писатели высоко ценили пословицы, использовали их в своих произведениях. Максим Горький писал: «В простоте слова – самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги». 

Поговорки - тоже относятся к малым жанрам устного народного творчества. От пословицы она отличается тем, что имеет конкретное содержание, делает речь выразительной и образной. Поговорка проще пословицы, потому что в пословице делаются определённые выводы и обобщения. Например: «Чудеса в решете» - поговорка, а «Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда» - пословица. С помощью поговорки можно дать портретную характеристику человеку, его качествам, особенностям его характера или его действиям: «Красна, как маков цвет», «Говорит, что родит», «Ходит именинником», «Семь пятниц на неделе».

         Ещё один представитель малого жанра фольклора русского народа – загадки. Как правило отгадать загадку бывает очень трудно. Нужно                  обладать сообразительностью, развитым образно-ассоциативным мышлением. А чтобы составить загадку, следует обычным предметам и мыслям          придать метафорическую форму выражения: «Без рук без ног, а рисовать умеет» (мороз). Русские народные загадки в их подлинном виде были          впервые опубликованы В.И. Далем в сборнике «Пословицы русского народа».

Сказка – любимый многими жанр русского устного народного творчества. В сказках рассказывается о необычных, удивительных, а часто таинственных и страшных событиях. Положительный герой сказки преодолевает препятствия, борется со страшными, злыми чудищами и побеждает их, достигает заветной цели. Заканчивается сказка почти всегда счастливой концовкой. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Среди многих сборников сказок важное научное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки», в который входят сказки с многих краёв России, записанных для Афанасьева его собирателями, среди который был и В.И. Даль. В этом сборнике сказки были классифицированы на три раздела: сказки о животных, сказки волшебные и сказки бытовые.

Предания в народе называют «былями» или «бывальщинами». Для них характерна историческая тематика, рассказ об очень далёком прошлом, об исторических личностях. В этом заключается их ценность. От сказок они отличаются тем, что в них повествуется о реально существующих фактах, событиях и героях. Предания об Иване Грозном, Степане Разине, Ермаке, Пугачёве, Петре Первом, Суворове, Кутузове и Платове наиболее яркие, содержательные, и популярные.

В легенде, как и в предании, повествование ведётся о прошлом. Только события и действия героев легенд вымышлены и в них немало фантастического. Русские народные легенды бывают о сотворении мира, о происхождении земли, неба, звёзд, солнца, луны. Прочитав легенды о животных можно узнать почему у зайца передние лапы короче задних, почему собака и кошка постоянно ссорятся. Легенды бывают о Боге, о святых, о наказании злых персонажей и о прощении грешников и легенды, в которых сбываются мечты народные и наиболее популярные легенды о чудесах, которые случаются в природе при надвигающейся на Россию опасности. В легендах содержится народное понимание действительности, религиозные поучения, сатира и юмор.

Былины – русские народные эпические песни с героическим сюжетом, героическим мотивом. В былинах описаны события далекого прошлого. В центре сюжета обычно подвиг богатыря, битва с врагами Русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Победа русского богатыря имеет большое значение для Русского государства. Богатырь обладает большой силой, ростом, смелостью, мужеством. Важной идеей былин служит идея единства Русской земли.   

Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. В русском фольклоре проявляется единство, общность нации, в нём выражены идеалы, стремления, воззрения всего народа. Максим Горький, обращаясь к писателям, говорил: «Повторяю: начало искусства слова – в фольклоре. Собирайте фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его».

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.