Куба. Разрыв.
После Испании Хемингуэй вернулся на Кубу, в усадьбу «Финка Вихия», где жил с женой — Полин Пфайфер.
Остров дышал жарой и ромом. Эрнест Хемингуэй, с кожей, прожжённой карибским солнцем, стоял на веранде дома, сжимая в руке стакан льдистого дайкири. Дом, как корабль, плыл среди зелени, а вдали мерцала бирюза Мексиканского залива.
Здесь он пытался убежать от призраков войны, от теней прошлых жён, от самого себя. Но тогда он ещё не знал, что Марта Геллхорн — это не побег, а новый фронт.
Марта не исчезла. Она в качестве военного корреспондента писала про советско-финскую войну 1939–1940 годов, а позже побывала в Чехословакии, после чего написала роман «Пораженное поле» про беженцев, вынужденных покинуть родную страну после вторжения Третьего рейха. В 1939 Марта приехала в Гавану, якобы для интервью, а осталась навсегда. Жена Хемингуэя Полин Пфайфер, понявшая всё с первого взгляда, устроила сцену: «Ты разрушаешь семью, Эрнест!» Когда-то он писал отцу:«Я никогда не разлюблю Полин», но одержимый Мартой, подал на развод. Развод тянулся долго. Семья Пфайфер отсудила у него солидную денежную сумму. Эрнест и Марта поженились спустя 4 года после знакомства в 1940. За месяц до свадьбы писатель опубликовал роман «По ком звонит колокол», посвященный Гражданской войне в Испании. Книгу он посвятил Марте Геллхорн.
Но к тому времени их отношения уже успели испортиться. Их дни стали пороховой смесью страсти и соперничества. «Ты крадешь мои сюжеты!» — кричал он, когда её заметки о Нормандии затмили его очерки. «Ты крадешь мою жизнь!» — парировала она, зажигая сигарету дрожащими руками.
По ночам, когда москиты пели у окон, они сливались в бою, где любовь была окопом. Он звал её «дочь шторма», она шептала «старик» — намёк на его страх перед немощью. Их отношения не были счастливыми: Марта говорила, что муж сводил её с ума своей ревностью и «непрекращающимися безумными издевательствами». Но Гавана не прощала слабостей. Он топил ревность в роме, она — в работе. Её совершенно не привлекала та жизнь, которая в её эпоху считалась достойной для женщины и которую вели все предыдущие супруги и возлюбленные Хемингуэя. Она не хотела быть хранительницей домашнего очага. Хемингуэй жаловался своим друзьям: «Она самая амбициозная женщина из всех, что когда-либо существовали». В конце концов Марта уехала в Европу, чтобы освещать события Второй мировой войны.В конце концов Марта уехала в Европу, чтобы писать новые репортажи с фронтов Второй мировой войны.
Несмотря на расставание с известным мужем, её карьера продолжалась. Войны на Земле не прекращались. Она пережила его на 35 лет. Когда Хемингуэй свел счёты с жизнью в 1961-м, Марта Геллхорн уже писала о войне во Вьетнаме. Её имя навсегда вписано в историю журналистики, но газетные заголовки упорно цеплялись к ярлыку «третья жена Хэма». Она ненавидела это. Марта Геллхорн вошла в историю журналистики как один из величайших военных репортеров XX века. В 89 лет, потеряв зрение и силу, Марта приняла смертельную дозу таблеток, как когда-то принимала вызовы — без страха. Её архив — это хроника XX века, написанная кровью, порохом и чернилами. А письма Хемингуэя, полные гнева и восхищения, до сих пор шепчут: «Они могли покорить мир, но не смогли покорить друг друга».