Париж, 1930-е годы. Эмигрантка, уроженка Томска на автобусной остановке в Ницце прочла объявление: художнику требуется ассистентка.
Далёкая от живописи Лидия Делекторская маститого художника Анри Матисса тогда увидела и услышала впервые. Ему к тому времени исполняется 63 года, Лилии - 22. Поработав несколько месяцев моделью для грандиозного панно "Танец", Лидия покинула его мастерскую.
Но быть женой гения — нелегкая работа, и осенью 1929 года здоровье Амели пошатнулось, да так, что ей понадобилась помощь сиделок. Мадам Матисс вспомнила исполнительную русскую девушку, пригласив её в качестве сиделки. Матисс был рад, что все уладилось, и больше внимания сиделке жены не уделял, только заметил, что может наконец спокойно работать.
Амели не чувствовала опасности, потому что была уверена, что художнику не нравятся светловолосые девушки. Это не смуглые одалиски, столь любимые Матиссом и стоившие стольких нервов Амели. К тому времени Матисс прожил с Амели около 30 лет. Она разделяла с ним творческие порывы, вдохновляла, выводила из черных депрессий, родила ему двух сыновей и воспитала незаконнорожденную дочь художника Маргариту.
Но однажды он увидел ее, будто впервые, разглядел в Лидии идеальную модель и начал писать ее неустанно. Он заметил ее неброскую красоту: светлые волосы, голубые глаза, правильные черты лица. Позже Матисс называл ее Снежной королевой.
Он писал ее все время, мог разбудить среди ночи и потребовать позировать, не отходил от нее ни на мгновение. Раньше Лидия считала работу натурщицы сродни проституции, но Матисс никаких поползновений на девичью честь не совершал.
Когда он написал «Стоящую обнаженную», вдохновленный грацией русской девушки, Амели даже испугалась. Мадам Матисс всё яснее понимала, что ее место музы и помощницы перешло к молодой славянке. Она озвучила условие: прогнать Лидию. Поставленный перед выбором «или – или», Матисс выбрал семью. Он написал очень корректное рекомендательное письмо. Девушка впала в глубокое отчаяние. Она выстрелила в себя, но пуля застряла в грудной кости — нажать еще раз на курок она не смогла.
Анри, чувствуя себя виноватым перед супругой всю жизнь, уступил ей. Но очень скоро обнаружил, что ему без Лидии больше не пишется. Он готов был отказаться от поздней своей любви, но отказаться от живописи – нет. Матисс просит ее вернуться. И тогда уходит Амели. Противостояние затянулось, и в феврале 1939 года адвокат Амели составил акт о расторжении брака: все имущество, включая картины, рисунки, гравюры, делилось пополам. В 1940 году они развелись официально.
Во многом благодаря Лидии, Матисс прожил долгую жизнь и был счастлив в свои последние годы. В 1941 году ему диагностировали рак, он практически не мог уже ходить, но прожил ещё 13 лет, активно занимаясь творчеством.
Когда художник умер в 1954 году, Лидия за один день собрала свои вещи и навсегда покинула его дом. На похороны её никто не позвал. Всё время жизни Лидии в доме Матисса художник дважды в год (на Рождество и на её день рождения) дарил ей свои картины. Он понимал, что ей ничего не достанется из его наследства и хотел хоть как-то обеспечить её жизнь после своего ухода. Кроме того, в какой-то момент Лидия из своего не очень большого жалованья, которое платил ей Матисс, стала покупать у него же по разумной цене его рисунки.
К моменту смерти художника у неё скопилась весьма приличная коллекция работ Матисса, которая, продай она её, могла бы обеспечить ей роскошную жизнь до конца дней. Она не продала НИ ОДНОЙ вещи из этой коллекции. Она передала все принадлежащие ей картины Матисса в дар Эрмитажу и московскому музею имени Пушкина.
В благодарность за это советское правительство отказало ей в предоставлении гражданства СССР, которое она просила. Справедливости ради, нужно сказать, что отказать в гражданстве - лучшее, что советское правительство могло для неё сделать))
Всю жизнь она очень скромно и одиноко прожила в маленькой парижской квартире, ездила на общественном транспорте, была самым авторитетным в мире экспертом по творчеству Матисса, но до конца дней категорически отказывалась давать любые интервью. Ещё она дружила с писателем Константином Паустовским и перевела все 11 томов его сочинений на французский язык.
В 1998 году в возрасте 87 лет Лидия Делекторская покончила с собой. Прах её покоится на обычном кладбище в Павловске.
В 2002-м. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина прошла выставка «Лидия Делекторская — Анри Матисс. Взгляд из Москвы», на которой экспонировались её дары музею - более 200 различных произведений искусства, книг, фотографий. А в 2005-м в Эрмитаже состоялась выставка «Дар бесценный. Посвящается Лидии Николаевне Делекторской». Выставка представляла собой произведения Анри Матисса, переданные в дар Эрмитажу Делекторской, и насчитывала более 100 экспонатов из собрания музея.
В 2009 г. одну из картин Матисса во время торгов в аукционном доме "Christie’s" продали за 32 миллиона евро