Евгения Лурье
Наконец, Борис Пастернак встретил девушку, которая согласилась выйти за него замуж - художницу Женечку Лурье, которая училась в ВХУТЕМАСе, где преподавал его отец.
К 1921 году, родители Бориса с двумя сестрами уехали в Германию, а Борис с братом остались в одной комнате на Волхонке. В их квартиру подселили 20 человек - 6 семей. Именно туда Борис привел свою будущую жену Евгению Лурье. В 1921 году они поженились и у них родился сын Женя, который стал впоследствии биографом своего отца и редактором его книг. Они прожили вместе только 8 лет. Евгения предпочла развод, после того как Борис признался ей, что влюблен в Зинаиду Николаевну Нейгауз и не может жить без нее. В течение восьми лет она уже терпела переписку мужа с Мариной Цветаевой, где он клялся ей в любви, но делить Бориса с другой женщиной не захотела.
Зинаида Нейгауз
Следующей избранницей поэта стала Зинаида Николаевна Нейгауз (1897-1966), урожденная Еремеева, дочь жандармского полковника и итальянки. Она окончила Смольный институт, знала иностранные языки, играла на фортепиано и привлекала взоры мужчин своей классической красотой и пышной копной волос. Ее муж, Генрих Густавович Нейгауз, был выдающимся пианистом, профессором Московской консерватории. Пастернаки и Нейгаузы дружили семьями. Летом они решили отдохнуть вместе и сняли дачу под Киевом. У Зинаиды Николаевны было двое мальчиков 5 и 3-х лет. Пастернак признался Нейгаузу, что влюблен в его жену, и Зинаида Николаевна, оставив знаменитого мужа, взяв старшего сына, ушла к Пастернаку. Куда? В никуда. Жить им было негде. На время их приютил Борис Пильняк. На лето уехали в Тбилиси и были гостями Т. Табидзе и П. Яшвили. Вернувшись в Москву, не знали, где поселиться. Зинаида Николаевна возвращается к Нейгаузу. Пастернак выпивает пузырек йода. Зинаида Николаевна отпаивает его молоком и остается. Союз писателей выделяет Пастернаку небольшую квартиру во флигеле Литературного института, в которую переезжает Евгения Лурье с сыном, а Пастернак с новой семьей поселился в комнате родителей на Волхонке. В 47 лет у Пастернака и Зинаиды Николаевны рождается сын Леонид, и рождается 5-я книга стихов «Второе рождение».
Зинаида Николаевна создала Пастернаку все необходимые условия для работы. В их доме всегда царил идеальный порядок и был накрыт стол для многочисленных гостей Пастернака. Сам Пастернак однажды сказал, что ее умение вести дом было равносильно подвигу. Она не участвовала в литературных беседах мужа, но всегда пресекала любые политические разговоры, поскольку знала, что их дом прослушивается, и недаром была дочерью жандармского полковника. Подслушивающие устройства были не только в их доме, но и в садовых скамейках на даче в Переделкино. Анна Ахматова вспоминала, что Пастернак однажды сказал ей: "Не понимаю, как я мог жениться на Зине". В 1945 году умер 20-летний сын Зинаиды Николаевны - Адик Нейгауз. В своих воспоминаниях она написала: "После смерти Адика, я выполняла в доме только роль домохозяйки".
Ольга Ивинская
В 56 лет Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912-1995), сотрудницей редакции журнала «Новый мир». Ольге было 34 года, она дважды была вдовой после двух браков, у нее были двое детей и мать. Пастернак заметил, с каким обожанием Ольга смотрит на него, и начал приглашать ее на свои литературные вечера. Ольга призналась, что с юности была поклонницей его творчества и знала его стихи наизусть. Пастернак понял, что Ольга влюблена в него, и сам влюбился в нее, очарованный ее большими светлыми глазами, золотыми волосами и обворожительной улыбкой. В 1948 году должен был выйти поэтический сборник Пастернака, но весь тираж был уничтожен, и ему грозил арест. В 1949 году Ольгу Ивинскую арестовали за связь со шпионом, которым видимо был Пастернак. Ее осудили на пять лет каторжных работ. Ольга не подписала ничего и этим спасла Пастернака от ареста. После её освобождения, Пастернак поселил её семью в Переделкино, недалеко от своей дачи. Ольга была его помощником, секретарем, вела все издательские дела. Пастернак переживал, что поскольку легкомысленно разрушил свою первую семью, то вторую - не имел права разрушать.