Пьеса А. Н. Островского «Бешеные деньги» (ранние названия - «Коса - на камень», «Не всё то золото, что блестит») была написана в 1869 году и опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1870 году.
Премьера состоялась 16 апреля 1870 года в Александринском театре, в московском Малом театре - 6 октября того же года.
Первоначально Александр Островский задумывал иное название, рассматривая варианты «Коса - на камень» и «Не всё то золото, что блестит», однако в конечном итоге остановился на более привычном для современного читателя варианте «Бешеные деньги». Пьеса в пяти действиях завершена к концу 1869 года и практически сразу же опубликована в журнале «Отечественные записки».
Творчество Александра Островского немыслимо без реалистического направления. Пьеса «Бешеные деньги», будучи комедией, является примером этого направления. Автор использовал этот жанр, демонстрируя тонкое понимание и умение выявлять тонкости жизненных ситуаций.
В названии пьесы заложен основной замысел автора, который отсылает к нескольким русским пословицам о ценности труда и его противопоставлении легкомысленному отношению к деньгам. Александр Островский выражает свою любовь к честному труду и порядочному поведению, демонстрируя, что заработанные трудом деньги держатся крепко, в то время как лёгкие доходы так же легко утекают.
Пьеса построена по классической для комедийной структуры, включающая пять актов. В пьесе представлено три типа русских состоятельных людей. Инициатором всех событий является господин Иван Петрович Телятев, живущий в роскоши и не упускающий возможности для личного удовольствия. Он окружён комфортом: шикарный дом, слуги, лошади, модная одежда. В обществе он демонстрирует весёлость и говорит то, что, по его мнению, хотят слышать окружающие. Однако на самом деле Иван Петрович запутался в долгах, о которых не беспокоится, предпочитая жить сегодняшним днём. На фоне Телятева Савва Васильков кажется почти безупречным. Он верит, что успех достигается честным трудом, добродетелью и благородством. Однако его чувства к Лидии носят эгоистический характер. Он «приобретает» молодую женщину, пользуясь её трудным положением. В прежней обеспеченной жизни Лидия не могла себе представить, что свяжет свою судьбу с таким человеком. Ошибки героини приводят к тому, что она вынуждена сделать выбор: стать экономкой у свекрови и полностью погрузиться в домашние заботы, или остаться ни с чем. Только выполнив эти условия, супруг обещает ей повышение до статуса жены и возможный переезд в Петербург. В столице Лидия со своей красотой и обаянием может принести корыстному мужу немалую выгоду. В финале пьесы зритель не испытывает сочувствия к Василькову, который постоянно упоминает слово «бюджет». Искреннее раскаяние Лидии и её готовность уступить мужу, напротив, вызывают сопереживание. Каждый из героев комедии по-своему корыстен и жаден, готов пожертвовать любыми принципами ради обогащения.