55 лет повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»
Повесть «А зори здесь тихие…» Бориса Львовича Васильева впервые была напечатана в 1969 году в журнале «Юность» и сразу сделала автора известным. Сложно найти хоть одного читателя, в сердце которого она бы не откликнулась.
…А поначалу в одном из самых знаменитых и всенародно любимых произведений Бориса Васильева женских персонажей… вообще не было. И только горячее желание писателя показать нелегкую долю сотен тысяч молодых советских девушек и женщин, воевавших в Великой Отечественной, сделало «А зори здесь тихие…» той повестью, с которой читатели журнала «Юность» впервые познакомились в 1969 году, а кинозрители увидели ее экранизацию, снятую Станиславом Ростоцким, спустя 4 года после первой публикации.
«А зори здесь тихие» - пронзительно-грустное и вместе с тем побуждающее жить повествование о войне. Васильев знал тему не понаслышке. В 1941 году, в возрасте 17 лет он ушел на фронт. Через 2 года, будучи молодым лейтенантом, получил тяжелую контузию, был демобилизован. После окончания войны работал инженером, а выйдя на пенсию, начал писать.
Ему всегда хотелось создать произведение, в котором бы отразился его опыт: без передовых и тылов, авиации и артиллерии. Битва, когда отряд находится один на один с врагом, когда нужно самостоятельно выстраивать тактику, принимать быстрые решения и не надеяться на скорое подкрепление, когда врага нужно не столько перестрелять, сколько передумать. Васильев долго вынашивал замысел произведения. Однажды он прочитал в газете историю о том, как маленький отряд из 7 человек предотвратил диверсию немцев, которые хотели взорвать участок железной дороги на узловой станции по маршруту Мурманск-Петрозаводск. Из всего отряда выжил только один человек, сержант, после окончания боевых действий получивший медаль «За боевые заслуги». Пока он отстреливался от немцев, его самого всего изрешетило пулями и осколками, но задача была выполнена.
Васильеву показалось, что это подходящая ситуация для его замысла, когда человек самостоятельно, не по приказу решает, что врага не пропустит. Он начал работать с сюжетом, но через пару страниц понял, что недоволен написанным. Получался скорее очерк о частном героизме. Ничего нового, по сути, не было, после войны подобными случаями было, к сожалению, не удивить. Повести не хватало драматизма, остроты ситуации. А потом вдруг придумалось, что в подчинении у командира будут не мужчины, а молодые девчонки. После этого сразу все встало на свои места, работа пошла.
Действие книги разворачивается в карельских лесах в мае 1942 года. Коменданту 171-го разъезда Федоту в подчинение отправляют молоденьких девушек-зенитчиц, только закончивших обучение.
Одна из девушек ночью замечает в лесу диверсантов. Васков отправляется на боевое задание, взяв с собой группу из 5 человек. В ходе слежки выясняется, что врагов намного больше, силы неравны. В итоге Федоту удается захватить немцев в плен, но в живых остается он один, все девушки погибли.
В сознании любого человека сражения ассоциируется, прежде всего, с мужчинами. Васильев сделал главными героями девушек, этим книга резко выделялась на фоне других, посвященных войне. О подвиге женщин на фронте в то время практически никто не рассказывал. Борис Васильев на 5 примерах описал многих девушек военного времени. Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Соня Гурвич, Лиза Бричкина — у каждой свой, уникальный, но правдоподобный характер, своя судьба, мечты. Ни одну из них война не пощадила. А ведь женщин на фронте было сотни тысяч, им там было особенно трудно. Разве можно было просто забыть и молчать про них?
Федот Васков, теряя одну за другой своих солдаток, с горечью и ужасом думает о том, насколько неправильно и противоестественно происходящее: то, что воюют вчерашние девочки, молодые женщины. Эта мысль рефреном проходит через все произведение. Женской мягкости и нежности не место среди жестокости и бесчеловечности того времени. Автор показывает не просто глупые в своей несправедливости смерти юных, неопытных девушек. Ни одна из убитых зенитчиц не станет женой и матерью, ни одна теперь не подарит жизнь детям. О войне написано много книг, но эта занимает особенное место. Она - памятник погибшим там женщинам и прервавшимся поколениям.
В основе повести лежит эпизод незначительный в масштабах войны в целом, да и в реальности такой истории не было. Но было множество других битв, которые происходили с участием женщин, не менее жестоких и страшных. Поэтому такой художественный вымысел не просто имел право быть, он должен был появиться, чтобы отдать дань уважения воевавшим женщинам, выразить им благодарность.