#ГодСемьи2024 #СемейныеИстории_вобм
Мы хорошо знаем, что в любой профессии существуют династии, когда дети и внуки продолжают дело своих родителей. Писательские династии тоже нередки. Братья и сестры. Это очень распространенный случай в литературе.
Достаточно назвать братьев Гримм, Стругацких, сестёр Бронте. Но давайте вспомним ситуации, когда братья и сёстры творили под разными фамилиями, чтобы их не затмила слава более знаменитого родственника.
Валентин Катаев всегда хотел быть писателем. Живя в Одессе, он посещал литературный кружок и творческие поэтические вечера. Приехав в Москву, стал сотрудничать с журналами, публиковал очерки о Гражданской войне и юмористические статьи.
Евгений тоже с детства сочинял рассказы, но о профессии писателя не думал. Он стал младшим следователем в уголовном розыске в Одессе. Старший Катаев уговорил Евгения переехать в Москву, но тот и в столице нашел не менее опасную работу, устроившись надзирателем в Бутырскую тюрьму. И всё-таки Валентин решил сделать из Евгения журналиста, пообещав приличный заработок, в разы превышавший жалованье надсмотрщика. Несмотря на отказы брата, который утверждал, что «не умеет писать», Катаев-старший все же убедил его сочинить первый рассказ. Из него получился «отличный очерк, полный юмора и наблюдательности». С этого момента началась карьера Евгения Петрова - журналиста и писателя.
Гениальный соавтор Ильи Ильфа, литературный «отец» Остапа Бендера взял себе псевдоним по собственному отчеству, справедливо предположив, что двух Катаевых «Боливар родной словесности» не выдержит, возникнет путаница.
Посвящается Валентину Петровичу Катаеву» - такую надпись можно увидеть на первой странице любого издания «12 стульев». Сейчас мало кто знает, что идея знаменитого романа принадлежала именно Валентину Катаеву. На тот момент писатель был на пике своей славы и просто не знал, куда девать все идеи, которые приходили ему в голову. Однажды он придумал историю о бриллиантах, спрятанных в стуле, и «подарил» этот сюжет брату и его другу. Условия литературного сотрудничества были таковы: Ильф и Петров на основе идеи о двенадцати стульях напишут черновой вариант романа, а когда всё будет готово, сам Катаев «пройдется по нему рукой мастера». Должно было выйти очень забавное произведение, носящее в себе эту авторскую тайну, но опубликованное под фамилиями всех троих. Когда же друзья написали роман, Катаев не узнал своего замысла и сказал, что книга обойдется без его правки и будет иметь успех. Соавторы не только великолепно разработали заданные им повороты сюжета, но и ввели в роман совершенно новый персонаж – Остапа Бендера. Валентин тут же отказался от каких-либо прав на соавторство, но поставил два условия: чтобы на всех изданиях романа печаталось посвящение, и чтобы с первого гонорара друзья купили ему золотой портсигар. Ильф и Петров, не думавшие, что книгу удастся напечатать хоть один раз, согласились. Поэтому начиная с самого первого издания и до последних книг, которые переиздаются сегодня, все экземпляры выходят с посвящением Валентину Петровичу Катаеву. Что же касается подарка с гонорара, то писатели, обожавшие розыгрыши, подшутили над старшим братом, подарив ему дамский портсигар, объявив, что не было уговора, каким должен быть этот предмет: мужским или женским.