Большинство своих произведений Марина Цветаева написала в периоды сильнейших душевных страданий.
Потому что, несмотря на всю свою гениальность, она была женщиной, просто женщиной, которой так хотелось любви и простого человеческого счастья. Она была сильной и открытой, сумевшей без лишних истерик отразить в своих стихах все, что так близко женщине. Хотя некоторые из ее знакомых считали, что она надменная, неискренняя и абсолютно не женственная – то есть прямая противоположность той, которой она была в своих произведениях. Какой она была на самом деле? Ответа на этот вопрос нет, хотя может быть он зашифрован в этой ее строчке: «Я – лунатик двух темных лун».
Имя Марины Цветаевой навсегда останется в истории мировой поэзии 20-го века. Не только ее стихи о любви, но и проза стали национальным достоянием. Многие ее творения положены на музыку и стали романсами.
Биография Марины Цветаевой начинается вполне благополучно. Девочка появилась на свет 8 октября 1892 года в Москве. Интересно, что свой день рождения Марина Ивановна Цветаева всегда отмечала днем позже, связывая его с православным праздником памяти Иоанна Богослова.
Биография Цветаевой-поэтессы начинается в 1910 году, когда вышел в свет ее первый сборник «Вечерний альбом». В него вошли ранние произведения Цветаевой, которые девушка писала во время учебы в гимназии. Стоит отметить, что публикацию оплатила сама Марина. Стихи Цветаевой привлекли внимание мэтров: Волошина, Гумилева, Брюсова. С Максимилианом Александровичем Волошиным девушка познакомилась лично и побывала в его крымском «Доме поэтов». Она стала активной участницей литературных сообществ того времени. Окрыленная первыми успехами и надписью «М. Цветаева» на обложках собственных сборников, поэтесса продолжила упорно трудиться. В результате: в 1912 году был опубликован сборник «Волшебный фонарь»; в 1913-м увидела свет третья подборка стихотворений «Из двух книг»; в 1916 году Цветаева гостила у сестры Анастасии в городе Александров, где написала известные работы «К Ахматовой», «Стихи о Москве».
Трудные годы Гражданской войны, вынужденная эмиграция, возвращение в СССР — такова дальнейшая биография. Марина Цветаева, несмотря на все, что ей пришлось пережить, продолжала писать, отдавая бумаге все пережитое: гражданскую войну поэтесса не одобряла, но больше поддерживала белогвардейцев. Эти события нашли отражение в сборнике «Лебединый стан», поэмах «Царь-девица», «На красном коне», «Егорушка» и романтических пьесах; Цветаева в эмиграции создала масштабные сочинения «Поэму Горы» и «Поэму Конца». Пронзительный цикл «Маяковскому» появился после самоубийства поэта. Большинство стихов этого периода не дождались публикации. Последним вышел сборник «После России», в который вошли сочинения, созданные еще до эмиграции. За рубежом была высоко оценена проза Цветаевой, в которой она делилась воспоминаниями, связанными с российскими поэтами. В это время вышли в свет книги «Мой Пушкин», «Дом у Старого Пимена», «Мать и музыка».
Марина Цветаева никогда не останавливалась на пути творческом. В ее богатом наследии, ставшем сегодня классикой, много стихов о любви. Кем же был муж Цветаевой? В 1911 году во время крымского отдыха восходящая звезда встретила литератора Сергея Эфрона. Через полгода они поженились, вскоре родилась дочь Ариадна. Но супружеская жизнь оказалась непростой, в том числе из-за того, насколько увлекающейся была Марина Цветаева. Биография поэтессы после замужества связана с именами: великого русского поэта Бориса Пастернака. Эти отношения длились практически десятилетие и не были прерваны даже эмиграцией; юриста и скульптора Константина Родзевича. С ним Марина познакомилась в Праге, посвятила возлюбленному «Поэму Горы». Спустя полгода Цветаева сама поставила точку в романе, вызвавшись помочь невесте Константина с выбором свадебного платья; поэтессы и переводчицы Софии Парнок. Дамы познакомились в 1914 году, и вскоре между ними вспыхнул роман, который продлился два года. Возлюбленной посвящен цикл Марины «Подруга».