С именем Андрея Платонова, известного русского писателя, связано много интересных, а порой даже мистических фактов. Платоновский стиль, преданность идеям построения коммунизма, сложный характер и неприязнь к нему Сталина привлекают исследователей его творчества.
Андре́й Плато́нович Плато́нов (настоящая фамилия Климе́нтов) родился в 1899 г. в Воронеже. Российская империя— русский советский писатель, поэт, публицист, драматург, сценарист, журналист, военный корреспондент и инженер. Участник Великой Отечественной войны.
Учебу в железнодорожном политехе прервала Гражданская война. Писал военные стихи и статьи для газет. В 1921 напечатана первая книжка – сборник очерков «Электрификация», в 1922 – поэтический сборник «Голубая глубина».
Автор романов «Чевенгур», «Счастливая Москва», множества повестей и рассказов, среди которых «Сокровенный человек», «Ювенильное море», «Епифанские шлюзы», «Котлован», «В прекрасном и яростном мире», «Джан», «Возвращение». Платонов — создатель уникального, хорошо узнаваемого художественного стиля.
Платонов был не только писателем и инженером, но и изобретателем. Первое официально признанное изобретение Платонова — «Устройство для поддержания напряжения в сети постоянным при переменном числе оборотов генератора» (1924), был ряд и других изобретений. Инженерное творчество Платонова повлияло на его художественные произведения. Он часто описывал людей как механизмы, а машины — как живые существа.
Заметные современники Платонова практически ничего не писали о нем как о человеке. Относительно достоверный психологический портрет классика сводится к одному: Платонов был непростым в общении, замкнутым, невзрачным человеком, с характерной «пролетарскостью» и неопрятным внешним видом. Платонов меньше всего напоминал писателя — творческую натуру в его имидже никогда и ничто не выдавало.
В 1927 переехал в Москву, карьера прозаика началась сборником «Епифановские шлюзы», в рассказах которого оформился знаменитый платоновский стиль.
С детских лет Платонову приходилось добывать деньги для всей семьи, где он был старшим среди 11 детей. За жизнь Платонову пришлось сменить множество профессий, от мелиоратора до военного корреспондента. В октябре 1923 года Платонов официально занял должность губернского мелиоратора. Всего в Воронежской губернии под непосредственным административно-техническим руководством А. Платонова было построено 763 пруда, 315 шахтных колодцев, 16 трубчатых колодцев, осушено 7600 десятин заболоченной земли. Для осушения болот в пойме реки Тихая Сосна Платонов спроектировал плавучий понтонный экскаватор.
В 1930, поднимаясь над узостью социальных идей, создает свой главный шедевр – «Котлован», после которого его перестают печатать. Таким же неоднозначным для власти был его рассказ «Возвращение». Большинство его произведений опубликовано только в 1970- 1980-х гг., когда его яркая самобытность была оценена и вызвала волну интереса во всем мире.
Андрей Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза. Похоронен на Армянском кладбище, за Краснопресненской заставой, рядом с сыном.
В Воронеже имя писателя носят: улица, библиотека, гимназия, литературная премия, международный фестиваль искусств, электропоезд ЭД9Т 0015 (от постройки с 1999 года носил именное название «Андрей Платонов»).
Факты, тесно связанные с Андреем Платоновым
- В доме Герцена в декабре 1933 г. открылся Литературный институт, в этом доме находились также писательские квартиры, музей и издательства. Это прообраз Дома Грибоедова в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», который, к счастью, не горел, как это было в романе с Грибоедовским домиком. Здесь преподавали или учились Шолохов, Паустовский, Гамзатов, Трифонов, здесь также нашел себе временный приют Андрей Платонов.
- Сложно понять, как автор «Котлована» мог страстно и искренне верить в социалистическую утопию. Порой Платонов слишком далеко заходил в своем пафосе. Автор трогательного, в высшей степени гуманистического рассказа «Юшка» мог легко оправдывать террор и призывать к расправам, он писал, что для победы коммунизма человеку необходимо в принципе уничтожить голос собственного сердца. Платонов был уверен: «Для осуществления коммунизма необходимо полное, поголовное истребление живой базы капитализма — буржуазии как суммы живых личностей». Даже если «чуждые элементы» будут сдаваться, будут готовы понять и помочь..
- Жена Андрея Платонова – Мария Александровна Кашинцева - была из графского рода Шереметьевых, училась в гимназии, была с юности окружена кавалерами. В пятнадцатилетнюю гимназистку влюбился командир Красной армии Леонид Александров, которого Маша благословила на борьбу с Юденичем. С ней Андрей Платонов познакомился в Воронеже в университетской библиотеке, будучи уже известным литератором. Впоследствии он писал, что ему нужна только одна женщина – его жена, которую безмерно любил. У супругов Платоновых родились сын и дочь. После смерти Андрея Платонова в 1951 году Мария Александровна берется за воозвращение литературного наследия своего покойного супруга и увековечивание его памяти. Жизнь ее была отдана целиком судьбе мужа. Без Марии Александровны не было бы Платонова.
- За что Сталин возненавидел Платонова. Сталин, мягко говоря, недолюбливал многих писателей и поэтов, относился с опаской ко всей творческой интеллигенции. Но его неприязнь к Платонову дошла до настоящей ненависти. В сентябре 1929 года Сталин прочитал рассказ Платонова «Усомнившийся Макар», автора которого можно было обвинить в анархизме и индивидуализме. Началась полноценная травля.
С этого момента Сталин будет лично следить за тем, что пишет Платонов. Публично писатель покается. А еще Платонов возьмет за традицию писать письма лично Сталину. Но после прочтения новой повести «Впрок» Сталин в бешенстве пошлет записку сотрудникам издательства, выпустившего книгу, в которой резко критикует автора. Говорят, еретик хуже атеиста. Платонов прекрасно видел перекосы в коллективизации, с болью и иронией описывал их, а это было непонятно прямолинейному вождю народа.
Писателю повезло: он не стал жертвой репрессий (к которым, кстати, сам же и призывал). А вот его 15-летний сын Платон стал. Гуляя с компанией подвыпивших друзей, он в шутку написал письмо то ли немецкому журналисту, который жил неподалеку, то ли послу Германии. В письме парень предлагал продать некую ценную информацию. За это подростка приговорили к реальному сроку в лагерях. Платонов-старший всеми силами пытался вытащить мальчика, снова писал Сталину, просил Шолохова ему помочь. В итоге через два года Платона освободили, но в лагере он заболел туберкулезом. Юноша умер через год, в январе 1943-го. Отец тяжело перенес смерть сына; есть версия, сто сам Андрей Платонов, поцеловав сына в гробу, сам заразился туберкулезом. Может, это была изысканная месть Сталина?
В чем новаторство Платонова.
Платонову в литературную заслугу ставят его смелые эксперименты с языком. Основой его грамматики стало обилие канцеляризмов, неправильное построение фраз («глагол + обстоятельство»), он писал на языке своей эпохи, а ничто так не изменяет сознание, как речь. В прозе Платонова с хитросплетениями сюжета и стилистическими кружевами Бродский видел неправильную, уродливую, обездушенную речь чиновников и полуграмотных обывателей, вымуштрованных декретами и постановлениями. Ужасающий эффект: человек, столкнувшийся с такой речью, неизбежно ощущает, что попал в кошмар, что мир вокруг него абсурден в своем основании. Мир, в котором живой язык превращается в чудовищный «новояз», не должен существовать. Вспомните роман Оруэлла «1984»…По словам переводчика Виктора Голышева, Платонов заразителен этой корявостью и нескладностью языка.
Но Платонов интересен в первую очередь не лексикой. В его книгах важна именно логика построения фраз, синтаксис. До Платонова среди русских писателей никто так радикально не искажал порядок слов в предложениях и не разрушал грамматические связи внутри отдельных словосочетаний. Платонов и его эпоха извратили язык и одновременно с этим расчеловечились, весь авторский текст являет читателю - автор тоже заражен этой страшной болезнью, у него тоже «сломалась» речь. Платонова за сцену с медведем-молотобойцем в «Котловане» следовало бы признать первым серьезным сюрреалистом (подобно Полю Сезанну и Кафке). Эта философия убедительна и совершенно нестерпима по своему масштабу, по мнению того же Бродского, «..Платонов говорит о нации, ставшей в некотором роде жертвой своего языка, а точнее — о самом языке, оказавшемся способным породить фиктивный мир и впавшем от него в грамматическую зависимость».
В творчестве Андрея Платонова форма и содержание составляют единое, неразрывное целое, то есть сам язык платоновских произведений является их содержанием.
В «Литературной газете» после его смерти был опубликован некролог, завершающийся словами прощания: «Андрей Платонов был кровно связан с советским народом. Ему посвятил он силы своего сердца, ему отдал свой талант». Текст подписали все основные писатели того времени: А. Фадеев, М. Шолохов, А. Твардовский, Н. Тихонов, К. Федин, П. Павленко, И. Эренбург, В. Гроссман, К. Симонов, А. Сурков, К. Паустовский, М. Пришвин, Б. Пастернак, А. Кривицкий и многие другие.