Имя писателя Антуана де Сент-Экзюпери знает каждый, кто хотя бы слышал о книге «Маленький принц». «На том свете меня спросят: что ты сделал со своими дарованиями и что ты дал людям? Раз я не погиб на войне, я должен обменять себя на что-то другое…» - писал Экзюпери в 1942 году другу, приступая к работе над последним своим произведением, которое намеревался назвать «Цитадель, я воздвигну тебя в сердце человека!».
Антуан де Сент-Экзюпери, французский летчик, поэт, писатель, эссеист, журналист, был назван Андре Моруа философом действия. Экзюпери добывал истину, когда летал над Рио-де-Оро и Андийскими Кордильерами, когда потерпел аварию в пустыне и был спасен владыками песков, когда его самолет падал в Средиземное море и на горные цепи Гватемалы, а также в воздушных боях с немцами в 1940 году и вновь – в 1944-м. «Самолет не цель, - говорил он, - только средство. Жизнью рискуешь не ради самолета». Сент-Экзюпери вошел в «золотой список» людей, оплативших свою истину кровью. По сей день его книги остаются самыми читаемыми во всем мире, о нем слагаются стихи и песни, ведь ему удалось в каждой, даже робкой, душе задеть героическую струну и каждую душу возвысить до полета.
Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери родился в Лионе 29 июня 1900 года. Отец его носил титул графа, но служил страховым инспектором. Он рано ушел из жизни, и воспитывала будущего писателя мать, став его первым другом и вдохновителем во всех делах. Любовь Антуана к народным сказкам, музыке, живописи, тяга к литературе – заслуга матери. Да и сам он, от природы веселый, открытый ребенок, обладал многими дарованиями: сочинял стихи, рисовал, играл на скрипке, был неистощимым на всякие выдумки и фантазии. Однако самой большой его страстью была техника, будто он родился с чувством новых ритмов и скоростей наступающей эпохи: малышом из жестянок мастерил телефон, в двенадцать лет изобретал аэроплан-велосипед, уверяя, что поднимется на нем в воздух под восхищенные крики толпы. Товарищи прозвали его звездочетом из-за любви к небу.
Он без труда поступил в Парижскую академию искусств на архитектурное отделение, но через год с небольшим, заскучав, добровольно прерывает отстрочку от призыва в армию и записывается во второй полк истребительской авиации в Страсбурге. Здесь он получил права военного пилота, но зачислили его в запас.
Экзюпери летает на почтовых линиях Тулуза-Касабланка, Касабланка – Дакар, затем становится начальником аэродрома в форте Кап-Джуби в Марокко (часть этой территории принадлежала французам) – на самой границе Сахары. Форт находился среди непокоренных племен, и даже короткая прогулка за его пределы грозила смертью или рабством. Только бесстрашная любознательность могла позволить Сент-Экзюпери завести дружбу с маврскими вождями, для которых он устраивал в форте светские чаепития, а затем наносил ответные визиты в их жилища..
Одновременно он сосредоточенно работает над усовершенствованием самолета, за некоторые изобретения Антуан получил авторские патенты. Даже если бы Экзюпери не стал писателем, он все равно прославился бы – как летчик.
Много раз он рисковал жизнью, находясь один на один с врагом в безбрежном небе. В 1923 году с ним произошла первая авиакатастрофа, в которой писатель получил черепно-мозговую травму. В 1926 году Экзюпери стал пилотом компании «Аэропосталь» и обратился к писательству. В период с 1930 по 1939 годы в жизни писателя происходит много разнообразных событий: он женится, работает в журналистике, посещает Советский Союз.
Третья книга Сент-Экзюпери «Планета людей», вышедшая из печати в начале 1939 года, получила Большую премию романа Французской академии. Если и «Южный почтовый», и «Ночной полет» - произведения сюжетные, то «Планету людей» можно назвать сборником эссе. «Нам столько лет рассказывали о слабости человека, - писала критика, - наконец-то нашелся писатель, который показал его величие».
Совершенно другую сторону писателя открывает война, когда в 1939 году Германия вторглась в Польшу, а затем во Францию. Глубоким пессимизмом веяло от его писем и выступлений военной поры. Судя по «Запискам о войне», многие события он прозорливо угадал и предвосхитил. Повесть «Военный летчик» американская критика назвала лучшим ответом на «Майн Кампф». Неоспоримый математический талант сочетался в нем с ребяческой тягой к игре. И в сорок с лишним лет Экзюпери оставался Маленьким принцем.
В 1943 года Сент-Экзюпери уезжает из Штатов в Северную Африку, где в это время находится его родная авиагруппа. Свой литературный талант Экзюпери совершенствовал в перерывах между рейсами. Во время службы в Северной Африке он создает философскую притчу «Маленький принц» – свой творческий апогей.
Сент-Экзюпери настойчиво добивается возможности летать, так как по состоянию здоровья его не допускают к полетам. Только через год, благодаря вмешательству сына президента Рузвельта, получает разрешение командования на пять разведывательных вылетов – над Италией и Францией. Экзюпери вырывает согласие еще на три. Из последнего, восьмого, полета над оккупированной Францией 31 июля 1944 года он не вернулся. Антуан де Сент-Экзюпери покинул планету людей.
Экзюпери воспевал духовные ценности в жизни человека, простые истины, о которых мы часто забываем. Несмотря на то, что писатель застал трудные времена двух мировых войн, он не утратил необычной способности проникновенно и просто рассуждать о самом важном: о дружбе, верности, долге, красоте, мечте, добре и зле. Библиография Экзюпери невелика, но в ней таится описание яркой и насыщенной приключениями жизни.
Книги Антуана де Сент-Экзюпери полезно перечитывать время от времени, они по-новому открываются при каждом прочтении. Этот феномен делает их шедеврами мировой литературы.
Певец человечности, любви и дружбы уверен: «Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел».