Версия для слабовидящих

Новости

Как можно лечить литературой и музыкой

Взаимосвязь музыки и литературы - одна из самых обширных, сложных и интересных тем в искусстве. Границы этих видов искусства не являются замкнутыми. Литература находит своё продолжение и завершение в музыке и наоборот.

Писатель-поэт помогает понять глубину и выразительность музыки, а музыкант-композитор способствует более яркому раскрытию образов поэзии и прозы.

Вместе с чтением книг, музыка иной раз сопровождает повествование, иллюстрирует его на уровне очень тонких чувств, помогает глубже пережить то, что описывает автор.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Среди жанров существующих как в музыке, так и в литературе можно выделить былину, балладу, элегию, романс, оду, гимн.

Мы проводим параллель от творчества Пушкина к творчеству Римского-Корсакова и Глинки через замечательные сказочные образы «Руслана и Людмилы», «Сказки о царе Салтане», «Золотого петушка». А если прочесть автобиографическую «Летопись всей жизни» Римского-Корсакова, то можно не только обратить внимание на  прекрасный литературный язык композитора, но и на яркие картины от впечатлений, описанных им в автобиографии. Вчитываясь в музыкальные повести Паустовского, мы открываем для себя красоту образов таких композиторов как Чайковский «Скрипучие половицы», Григ «Корзина с еловыми шишками», Моцарт «Старый повар».

Мы можем рассуждать на вечные темы любви и вражды, вчитываясь в  поэтические фрагменты великого творения Шекспира «Ромео и Джульетта» и вслушиваясь в музыкальные характеристики героев оперы Гуно, балета Прокофьева, увертюры-фантазии Чайковского, музыки к к.ф. Н. Рота, а также мюзикла «Вестсайдская история» Бернстайна. 

Литература и музыка по-разному изображают мир,  дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

На первый  взгляд они очень далеки друг от друга.  Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не всегда можно предать словами то, что хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.  Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая   нам глубже чувствовать, становится чище и мудрее.

Взаимопроникноновение этих двух культурных пластов  дает нам более полное представление о жизни.

Какими бы мы не были духовно продвинутыми, все равно иногда что-то происходит, и наше настроение меняется. Не портится, не ломается, а меняется. Было одно, стало другое. Это лишь перемена, не более того. Однако, иногда эта перемена совсем не ко времени. Что делать?

Можно рекомендовать несколько классических мелодий, каждая из которых решает одну из душевных задач. Ниже эти задачи описаны, а я немного расскажу, как правильно слушать эту музыку.

Для того, чтобы, например, уменьшить чувство тревоги и неуверенности, сядь удобно, но не ложись, чтобы не заснуть. Сядь так, чтобы ты мог в бодром состоянии посидеть минут пять-шесть. Включи музыку и слушай ее очень внимательно, так, как если бы ты вслушивался в ночную тьму – что это там шуршит? Через какое-то время ты почувствуешь, что внимание ослабевает. Отпусти его и просто слушай расслабленно, как будто ты лениво наблюдаешь за горизонтом, где медленно и ровно встает солнце

Как только осознаешь, что появляются какие-то посторонние мысли, представь, что ты сама мелодия. Слейся с ней. Ассоциируйся. Отождествись. И каждая нота будет в твоем теле. Ты будешь звучать разными его частями, очень согласовано и гармонично. Приятных Путешествий.

Есть некоторая «классическая» схема воздействия определенных произведений на конкретное заболевание, которая была сформирована опытно-экспериментальным путем.

Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

Ноктюрн соль-минор, мазурки и прелюдии Шопена, Рубинштейн «Мелодия»,

«Аве Мария» Шуберта, вальсы Штрауса, «Колыбельная» Брамса.

«Свет луны» Дебюсси, Бетховен – Симфония № 6 часть 2.

Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.

Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната», Симфония ля-минор, музыка Генделя и Моцарта.

Для общего успокоения, удовлетворения.

Бетховен – Симфония № 6 часть 2,

Брамс «Колыбельная»,

Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор»,

Дебюсси «Свет луны»,

Григ «Пер Гюнт».

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.

Лист «Венгерская рапсодия» 1, Хачатурян «Сюита Маскарад».

Поднимает общий жизненный тонус, способствует улучшению самочувствия, активности,настроения.

Чайковский «Шестая симфония» 3 часть,

Бетховен «Увертюра Эдмонд».

Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия» 2.

Уменьшение злобности, зависти к успехам других людей.

Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».

Стимулирует интеллектуальную деятельность, поддерживает вдохновение музыка Бетховена, Штрауса.

Ускоряет рост растений – музыка Россини.

Стабилизирует кровяное давление и сердечную деятельность, снимает напряжение в отношениях с другими людьми.

«Ноктюрн ре-минор» Шопена, «Свадебный марш» Мендельсона,

Кантата 21 и Концерт ре-минор для скрипки Баха,

Барток – Соната для фортепиано, Квартет 5, Брукнер – «Месса ля-минор».

Музыка В.-А. Моцарта представляет собой отдельный феномен, до сих пор до конца не изученный. Тем не менее доказано, что его музыка улучшает зрение, уменьшает суставные боли, способствует росту умственных способностей у детей, повышению резистентных способностей и жизненного тонуса организма и т.д.

Мы рекомендуем каждому человеку ( и людям. чья профессия связана с людьми) держать «под рукой» аптечку с музыкально-терапевтическим набором музыки. Ее желательно чаще применять в профилактических целях, для поддержания духа. Но и в экстренных случаях, в момент возникновения того или иного дискомфорта, можно самостоятельно подобрать соответствующую мелодию. Музыкой можно «оформлять» мероприятия и выставки в библиотеках и школах.

Успехов в новых творческих начинаниях!

Николай Заболоцкий стихи

   БЕТХОВЕН

  В тот самый день, когда твои созвучья

Преодолели сложный мир труда,

Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,

Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.

 

   И яростным охвачен вдохновеньем,

В оркестрах гроз и трепете громов,

Поднялся ты по облачным ступеням

И прикоснулся к музыке миров.

 

    И сквозь покой пространства мирового

До самых звезд прошел девятый вал...

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

 

 

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.