120 лет со дня рождения Ж. Сименона (1903 - 1989)
Мастер детективного жанра, Сименон писал романы, мало похожие на современные детективы. Они больше напоминают психологические драмы.
Хотя в них тоже происходят убийства, но все эти истории не леденят душу своей жестокостью и бессмысленностью, а зачастую представляются результатом недоразумений и заставляют читателя размышлять вместе с автором о причинах, побудивших обычных на первый взгляд добропорядочных граждан совершить преступление.
Будущий писатель родился в бельгийском городе Льеже в семье скромного служащего страховой компании. Еще будучи учеником колледжа, Сименон начал подрабатывать в редакции «Газетт де Льеж», где вел полицейскую хронику, дважды в день обзванивая полицейские участки города и посещая Центральный комиссариат.
Подрабатывая в газетах и журналах, Сименон взахлеб читал популярные в двадцатые годы развлекательные романы, авторов которых теперь уже никто и не помнит. Однажды ему пришла в голову мысль, что он тоже может написать роман. И уже в 1924 году было опубликовано первое крупное произведение «Роман машинистки». В течении последующих 10 лет писатель издал более 300 романов и рассказов под разными псевдонимами, в том числе и Жорж Сим.
В 1929 году был написан первый роман Сименона с участием комиссара Мегрэ, который прославил его имя. Хотя сам роман - «Питер Латыш» - мало известен.
Этот роман положил начало целой серии произведений, в которых действует полицейский комиссар Мегрэ – «Господин Галлэ скончался», «Повесившийся на вратах церкви Сен-Фольен», «Коновод с баржи «Провидение», «Цена головы» и других.
Издатель Фейар, которому Сименон принес свой первый детективный роман, по мнению многих, имел безошибочное чутье в отношении того, будет произведение иметь успех или нет. Писатель вспоминал, как, прочитав рукопись, Файер сказал: «Что вы, собственно говоря, тут настрочили? Ваши романы не похожи на настоящий детектив. Детективный роман развивается как шахматная партия: читатель должен располагать всеми данными. Ничего похожего у вас нет. Да и комиссар ваш отнюдь не совершенство – не молод, не обаятелен. Жертвы и убийцы не вызывают ни симпатии, ни антипатии. Кончается все печально. Любви нет, свадеб тоже. Интересно, как вы надеетесь увлечь всем этим публику?»
Тем не менее, когда Сименон протянул руку, чтобы забрать рукопись, издатель сказал: «Что поделаешь! Вероятно, мы потеряем кучу денег, но я рискну и сделаю опыт. Шлите еще шесть таких же романов. Когда у нас будет запас, мы начнем печать их по одному в месяц».
Так в 1931 году и появились первые романы «цикла Мегрэ». Их успех превзошел все ожидания и Сименон молниеносно стал знаменитым писателем. Вышло 80 произведений, где действует знаменитый комиссар криминальной полиции. Его образ настолько полюбился читателям, что еще при жизни Сименона в городе Делфзейл, где он придумал своего героя, был воздвигнут памятник комиссару Мегрэ.
Когда Сименон брался за перо, начиная очередное произведение, его герои, поначалу расплывчатые, обретали имя, адрес, профессию и становились настолько реальными людьми, что собственное «я» писателя уходило на задний план и его герои действовали сами. По словам писателя, он только в конце романа узнавал, чем все-таки закончится та история, которую он описывает.
Кроме «цикла о Мегрэ» Сименон писал и социально-психологические романы. Среди них: «Лунный свет», «Сорок пять градусов в тени», «Белый человек в очках», «Неизвестный в городе» и др. Последние годы жизни писатель записывал на диктофон свои воспоминания, опубликованные под названием «Я диктую».