В 1969 году увидел свет роман американского фантаста Роджера Джосефа Желязны (1937-1995) «Создания света, Создания тьмы». В нем описывается диковинный мир, где с величайшими достижениями технократической цивилизации соседствует волшебство, где оживают боги Древнего Египта – Анубис, Гор, Сет.
Удивительный мир переплетающихся реальностей, мир грез заставляет читателя не только следить за динамикой сюжета и приключениями героев, но и задумываться над вечными вопросами Смерти и Бессмертия, смысла существования Вселенной, сущности Добра и Зла.
Роджер Желязны — один из лидеров «новой волны» в фантастике, когда молодые энергичные писатели этого направления решительно дали понять, что фантастика — это не только звездолеты, бластеры и роботы, но прежде всего, как и в любой другой литературе — люди. Архетип вечного бунтаря и воина является ровесником литературы вообще, но мало у кого получалось создать столь яркий и поэтичный образ, как у Роджера Желязны. Как и положено любой революции, корни ее были заложены уже давно, такими титанами как Саймак и Брэдбери, например. В романе-эксперименте, который автор и не думал публиковать, есть и белые стихи и даже главы в форме пьесы.
Написан он был практически «по горячим следам» после великолепного, непревзойденного «Князя света», которого многие считают вершиной творчества Желязны. Однако при кажущихся параллелях эти романы принципиально отличаются друг от друга.
Во-первых, «Князь света» можно парадоксальным образом назвать реалистическим романом. Все «боги» и «демоны» в нем на самом деле — никакие не боги, а просто люди, овладевшие чрезвычайно продвинутыми технологиями. Желязны создал очень наглядную картину того, что может произойти, если технологией воспользоваться, скажем так, в целях стяжательства.
На богов же в «Создания света, Создания тьмы» вы посмотрите под совсем другим углом. Привычные нам Анубис, Осирис, Сет и Исида, Гор и Тот тут связаны семейными узами и обладают магией. И амплуа у них другое. Привычная фантастика же с космическими станциями и полетами не менее прекрасна, чем история с богами. Здесь много игр со временем, поднимаются важные вопросы перенаселения или, наоборот, вымирания людей.
По обрывкам разговоров героев можно понять, что существовало несколько Станций, смотрители которых отвечали за гармоничную работу мироздания. Люди расселились по многим мирам, преобразовали себя - одни за счет генной инженерии, другие за счет сращения плоти и стали. Книга описывает время после великих катаклизмов и междоусобный войн, время, когда бывшие смотрители стали чем-то вроде живых легенд, обладающих бессмертием. Из всех станций функционирующими остались только две: Дом Мертвых и Дом Жизни, повелители которых, в свое время, приложили руки к тому, чтобы порядок вещей стал именно таким. И на этом фоне рассказывается история о великой, эпической битве Сета-Разрушителя и Безымянной Твари, Воющей в Ночи, способной поглотить все. И конечно же, не обошлось без предательств, жажды мщения, раскрытия семейных тайн и всепобеждающей любви. Несмотря на эпику, кстати, хватает и юмора - тонкого, своеобразного, но восхитительного. "Тапки Сета", например, которым поклоняются на одном из миров - это что-то с чем-то. Над этой главой можно просто хохотать в голос.
Здесь много героев, и читателю придётся следить за каждым. И полностью войти в этот мир книги удастся далеко не сразу, но оно того стоит!
«Создания света, создания тьмы» - уникальная книга, второй даже близко похожей нет. Она прекрасна и читать ее — одно удовольствие.