Николай Александрович Ярошенко по праву считается одним из самых значимых и талантливых российских художников. На его творческом пути долгое время вставало множество препятствий, которые он смог преодолеть благодаря упорству, стремлению к мечте и бесконечной силе своего таланта.
Николай Александрович родился в семье отставного генерал-майора в 1864 года. Его исторической родиной является Полтава. С детства мальчика готовили к военной карьере. Строгий и принципиальный отец, всю жизнь посвятивший себя военному делу, не видел будущее своего сына ни в какой иной сфере, кроме службы на благо Отечества.
Юный Николай по достижении положенного возраста поступил в Полтавский кадетский корпус, а по его окончании – отправился в Петербург, чтобы продолжить обучение в Павловской училище. Николай Александрович с раннего детства ощущал свою тягу к изобразительному искусству. И вот, оказавшись в «городе муз» - Петербурге, он начал брать частные уроки рисования.
На курсах Общества поощрения художников он познакомился с самим Иваном Ивановичем Крамским, который преподавал ему. После этого Ярошенко начал посещать знаменитую петербургскую Академию художеств. Так и начался творческий путь великого художника.
Одним из самых интересных памятных мест, связанных с его судьбой, является усадьба в Кисловодске, в которой Ярошенко долгое время жил и создавал свои шедевры.
Усадебный комплекс, расположенный среди прекрасных садов, долгое время считали центром культурной жизни Северного Кавказа. В гостях у Ярошенко и его супруги Марии Павловны бывали Дмитрий Менделеев, Сергей Рахманинов, Илья Репин, Константин Станиславский и многие другие выдающиеся персоны. Именно на «Белой вилле» хотел найти приют и укрытие Лев Толстой, планируя свой первый побег из Ясной Поляны.
История создания усадебного комплекса причудливо переплетается с огромной любовью художника к Кавказу. Первое знакомство Николая Ярошенко с Кисловодском состоялось во время его свадебного путешествия. Молодожёны были настолько очарованы красотой местных пейзажей, что решили посещать Кисловодск каждый год. Когда такие визиты стали доброй семейной традицией, супруги Ярошенко приняли решение - обзавестись собственным жильём в курортном городе.
Проект «Белой виллы» - творение самого Ярошенко. В те годы эта местность называлась Кисловодской слободой и состояла всего из семи улиц. Одноэтажный деревянный дом с двумя флигелями был построен по эскизам великого художника. Около дома Мария Павловна и Николай Александрович разбили живописный парк.
В 1885 году чета Ярошенко решила покинуть Петербург и окончательно обосноваться на Северном Кавказе. Именно тогда и начались «золотые страницы» в истории кисловодской усадьбы.
Будучи видным художником и знаменитым общественным деятелем, Николай Ярошенко имел много друзей. В числе близких друзей и единомышленников художника были: Дмитрий Менделеев, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Илья Репин, Константин Станиславский. Эти культовые личности неоднократно навещали своего друга в кисловодской усадьбе. Они подчёркивали необычайную простую красоту «Белой дачи» и живописность её окрестностей. Поток гостей, желающих навестить художника, был настолько велик, что супруги Ярошенко решили пристроить к своему собственному пятикомнатному дому несколько гостевых флигелей. Любопытно, что и гости не оставались в стороне от вопросов благоустройства усадьбы. Сохранились сведения о том, что уникальные помпейские росписи, были созданы друзьями Ярошенко, гостившими в усадьбе.
Природа Северного Кавказа служила для Николая Александровича источником бесконечного вдохновения. Он мог уходить из дома на несколько дней с красками и мольбертом, гулять по окрестностям в поисках идеальной натуры и полностью терять ощущение реального времени, работая над своими шедеврами.
Несколько лет Ярошенко жил на Кавказе, пребывая в состоянии абсолютной творческой идиллии.
Но жизнь художника трагически оборвалась. Летом 1898 года он в очередной раз пошёл в горы, на этот раз его выбор пал на живописную гору Большое седло. Возвращаясь домой, художник попал под сильный ливень. Он пробежал около 10 километров, пытаясь найти хоть какое-то укрытие от дождя. Ярошенко еле дошёл до дома, замёрзнув и сильно промокнув. На следующее утро он скоропостижно скончался в «Белой вилле» от сердечного приступа.
Убитая горем вдова, Мария Павловна Ярошенко, даже несмотря на свою скорбь по мужу, сумела взять в себя в руки и выполнить свой главный долг перед памятью покойного супруга – сохранить его творческое наследие.
В 1900 году Мария Ярошенко объявила, что она пожертвует уникальную галерею её покойного мужа общественности, но только при одном условии – полотна, авторами которых являлись как сам Ярошенко, так и более 80 известнейших художников России, должны быть выставлены на территории Кавказских Минеральных Вод.
Для музея она хотела завещать «Белую виллу», в которой будут размещены все картины не только самого Николая Александровича, но и всех его современников и товарищей. Но, к сожалению, в пределах указанной территории не нашлось необходимого выставочного пространства. Вдова вынуждена была передать картины в Полтаву, на родину её покойного супруга. Полотна были выставлены в здании Городской думы, положив начало Полтавскому художественному музею.
Однако, светлым планам не суждено было сбыться. Во время гражданской войны усадьба была осквернена и разграблена. Она находилась в запустении до 1948 года. К пятидесятой годовщине со дня смерти великого художника по инициативе небезразличных общественных деятелей, было принято решение открыть в «Белой вилле» музей Николая Александровича Ярошенко. Начался длительный процесс формирования музейного фонда. К тому времени часть картин Ярошенко располагалась в других государственных музеях, некоторые полотна пополнили частные коллекции, а некоторые – бесследно исчезли.
Музей в Кисловодске создавали «всем миром». По решению Совета Министров РСФСР от 16 декабря 1968 года два флигеля на территории бывшей усадьбы Н.А. Ярошенко были признаны памятниками истории и архитектуры государственного значения. С этих пор усадьба постепенно начала обретать вторую жизнь.
На сегодняшний день Мемориальный музей-усадьба художника Николая Александровича Ярошенко представляет собой многофункциональное музейно-выставочное и рекреационное пространство. В музее хранится около 150 работ самого великого художника. В одном из гостевых флигелей располагается выставка картин художников-передвижников, другой гостевой флигель предназначен для проведения тематических выставок и культурных мероприятий для жителей и гостей города.
Кроме того, усадьба является полноценным музеем. Здесь отлично передан дух дворянской усадьбы того времени и очень хорошо ощущается гений места, царивший здесь. Среди экспонатов музея представлены личные вещи и предметы мебели четы Ярошенко.
Другой примечательной частью музейного комплекса является прекрасный сад, состоящий из двух уровней. Первый уровень занимают фруктовый сад и миниатюрный дендрарий, в котором собраны экзотические деревья.
Второй уровень занимает прекрасный парк с фонтанами. Парк усадьбы Ярошенко является излюбленным местом отдыха туристов и горожан, предпочитающих тишину, творческую атмосферу и неповторимую камерность старинной усадьбы.
Материал из открытых источников
Фильм об истории и современной жизни Музея-усадьбы художника Н.Я Ярошенко", ( г.Кисловодск), являющегося официальным партнером и представителем проекта "Современное наследие России" в регионе Кавказских Минеральных вод.