Сегодня ни на одной географической карте, какой бы точной она ни была, не найти этой белорусской деревни - Хатынь. Она была полностью уничтожена карателями 22 марта 1943 года.
Нет Хатыни. Всё - сплошной погост.
Только вместо церкви с образами...
Здесь - кузнец Каминский во весь рост
С каменно застывшими глазами...
…21 марта 1943 года в Хатыни заночевали партизаны из партизанской бригады «Дяди Васи» (Василия Воронянского). Наутро 22 марта они ушли в сторону Плещениц. Оттуда им навстречу выехала легковая машина в сопровождении двух грузовиков с карателями из 118-го батальона шуцманшафта 201-й немецкой охранной дивизии. В той машине ехал шеф-командир первой роты капитан полиции Ганс Вёльке, направлявшийся на аэродром в Минске.
По пути колонна попала в партизанскую засаду, устроенную отрядом «Мститель» бригады «Дяди Васи». В перестрелке каратели потеряли трёх человек, включая Ганса Вёльке. Гитлеровцы были взбешены его гибелью и стали прочёсывать лес в поисках партизан. Во второй половине дня 22 марта 1943 года они окружили деревню Хатынь, жителей которой они заподозрили в помощи партизанам.
Озверевшие фашисты ворвались в деревню. Жители Хатыни ничего не знали об утреннем инциденте. Но ни в чём не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Всё население Хатыни от мала до велика - стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Среди жителей деревни были многодетные семьи — так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — семеро. Только троим детям удалось скрыться от гитлеровцев.
Когда всё население деревни было в сарае, фашисты заперли двери, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел двери не выдержали и рухнули.
В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулемётов. Погибли 149 человек, из них 75 детей младше 16 лет. Деревня была разграблена и сожжена дотла.
Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы. После войны они воспитывались в детском доме. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии - 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и израненный пришёл он в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги и скончался на руках у отца.
Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе «Непокоренный». Это образ трагизма и мужества, памятник всем тем, кто пережил кровь и ужас войны, кто потерял своих родных и близких, но перенёс всё и не был сломлен. Не покорился!
В память о почти двух сотнях белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны и огромного вклада белорусского народа, принесшего неисчислимые жертвы во имя Победы, в январе 1966 года было принято решение о создании в Логойском районе мемориального комплекса «Хатынь». Торжественное открытие мемориала состоялось 5 июля 1969 года.
Кто будет там, не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет...
Стонет! В краю лесов и плодородных нив
Колокола звонят... Их эхо стонет
В высоком поднебесье.
Стой! Застынь! Перед тобой – ХАТЫНЬ!