Версия для слабовидящих

Новости

Pocketbook

По всему миру каждый день отмечается много необычных праздников. В основном это праздники, придуманные людьми, которые пытаются взглянуть на жизнь с нестандартной точки зрения, соединить вчера и завтра, привнести больше свежести и вдохновения в повседневную рутину или просто повеселиться.

Эти праздники часто основаны на вещах и явлениях, которые большинство людей считают тривиальными и не достойными того, чтобы им посвящать отдельный день. Но на самом деле, во многих случаях они действительно того стоят. Возьмём, например, День книги в мягкой обложке, который отмечается 30 июля. Разве не интересно?

Появление на свет книги в мягкой обложке (по-английски paperback), как и многих других вещей, без которых невозможно представить современную жизнь, произошло благодаря чистой случайности. В 1934 году молодой издатель Аллен Лейн, основавший издательство Penguin Books, возвращался домой в Лондон от Агаты Кристи. Поезд задерживался, а Лейн забыл взять с собой что-нибудь почитать. В небольшом привокзальном магазинчике, торговавшем свежей прессой и книгами, ему не попалось ничего, что можно было бы почитать в дороге. На полках стояли только переиздания классических романов XIX века да иллюстрированные журналы.

Возможно, для менее предприимчивого человека этот случай послужил бы просто поводом для досады, а затем забылся. Но Лейн был издателем и неплохо представлял себе возможности книжного рынка. Именно в тот момент он и решил создать издательство, которое специализировалось бы на выпуске качественной, но интересной массовому читателю современной литературы. Он решил продавать такие книги не только в книжных магазинах, но и на железнодорожных станциях, в магазинах Woolworth (сеть дешёвых английских магазинов, торгующих всякой всячиной) и даже в табачных киосках. Стоить они должны были не дороже шести пенсов, то есть пачки сигарет.

Своё решение Аллен Лейн воплотил в жизнь меньше чем за год. В тот момент, когда многие издательства разорялись, Лейн основал процветающий бизнес. Уже в 1935 году вышла первая серия из десяти книг — романы Агаты Кристи, Эрнеста Хемингуэя и Андре Моруа.

 

 

Аллен Лейн не был первым, кто додумался до идеи дешёвой книги. И до него были люди, движимые стремлением образовывать народ, а также хорошо на этом заработать, наладив массовый выпуск популярной литературы. Несмотря на все эти попытки, до Аллена Лейна книги оставались предметом роскоши, доступным не всем. Те, у кого не было денег, должны были идти в библиотеку. Книги Лейна произвели настоящую революцию в книгопечатании и привели к качественному рывку: читать его издания стали все — от высоколобых до самых необразованных.

Аллен Лейн предложил владельцу крупной сети магазинов "Уордсворт", мистеру Клиффорду Прескотту, продавать книги с мягкой обложкой вместе с мелкими товарами первой необходимости. То есть книги, по идее Лейна, должны были соседствовать на одной полке с носками, бельевыми верёвками и прищепками. Прескотт сомневался: задумка казалась ему безумной. Но мнение миссис Прескотт перевесило чашу весов в пользу предложения Лейна. Оно показалось даме очень интересным. С лёгкой руки жены бизнесмена участь мягкой обложки была решена.

Работа издательства "Пингвин" была очень успешной. За первые 25 лет своего существования издательство выпустило 250 млн. экземпляров книг в мягкой обложке. Одним из самых популярных изданий стала "Одиссея" Гомера.

Всего через шесть месяцев после выхода первой книги был продан миллионный экземпляр новой серии. А спустя год Аллен Лейн стал публиковать не только художественную литературу, но и non-fiction. В 1937 году Лейн основал серию Pelican — дешевые книги на интеллектуальные темы для тех, кто не получил высшего образования. Penguin Specials — книги о современной политике и истории — вышли чуть позже, во время депрессии книжного рынка, вызванной войной. Многие из них стали бестселлерами, разойдясь сотнями тысяч экземпляров в течение первых же недель продаж. Постепенно Лейн стал переиздавать и классику. К концу 1938 года Penguin выпустил 10 млн книг.

Что именно поразило эту новую читающую публику настолько, что она стала раскупать paperbacks миллионами? Сочетание нескольких качеств. Во-первых, нарождающийся средний класс хотел читать книги про свою собственную жизнь современных авторов, а не пыльные тома классики. Именно такие книги и издавал Лейн. С другой стороны, издатель производил строгий отбор, руководствуясь собственным вкусом. Второсортной литературы, книг-поделок и однодневок в списке выпускаемых им изданий не было.

Сыграл свою роль и фактор удобства. Даже массовые издания XIX века были слишком неудобными — шрифт был слишком мелким для глаза, в карман они не помещались, а обложки были скучными и непривлекательными. Лейн набрал команду талантливых людей, одинаково увлечённых идеями распространения знаний в красивой и удобной форме и зарабатывания денег. Издательство Лейна сразу разработало особый дизайн книг: узнаваемые издали обложки, свой логотип, фирменные шрифты и заголовки, чёткие цвета для каждой серии (оранжевый — для художественной литературы, голубой — для биографий и т. д.).

Но главной составляющей успеха, видимо, всё же была исключительная дешевизна продукции издательства Аллена Лейна. Цена шесть пенсов для широкой публики была символичной. Теперь книги, изданные Лейном в конце 30-х, коллекционерам найти труднее, чем увесистые тома в золотых обрезах тех же лет, ведь первые можно было прочесть и выбросить без сожаления, что многие и делали. В последние годы книги в мягкой обложке выпускает практически любое издательство, и они по-прежнему значительно дешевле книг в твёрдом переплёте.

В России книги в мягких обложках появились довольно давно. Вспомним, например, серию "Классики и современники", "Роман-газету", библиотечки различных журналов и отдельные "макулатурные" книги эпохи тотального дефицита, выходившие в начале 80-х. В Санкт-Петербурге было основано издательство "Азбука", начавшее выпуск популярной у студентов "зелёной серии" классики в мягкой обложке.

 

 

Однако куда большей популярностью у нас пользовались книги в твёрдых переплетах и особенно собрания сочинений. Если за рубежом книга в мягкой обложке считается признаком демократии, то у нас в стране покетбук ассоциируется с низкопробной литературой. Обычно в таком формате издаются популярные женские детективы и криминальные романы-книги, но не "из высшего общества". Поэтому, когда начался массовый выпуск paperbacks, такие книги хорошо продавались только в Москве, регионы не хотели их брать на реализацию. Таким образом, соревнование книг в твёрдой и мягкой обложке в России стало спором консерваторов и новаторов. Традиционалисты до сих пор предпочитают твёрдую обложку; молодёжь, горожане и интеллектуалы — книги с более смелым дизайном и обложку мягкую.

Как и в большинстве стран, многие книги выходят у нас сначала в более дорогом твёрдом переплёте, а затем переиздаются в мягком. Но, видимо, только у нас возможны собрания сочинений таких авторов, как Маринина или Донцова, в твёрдой обложке. В Англии вы скорее найдёте всего Шекспира под одной мягкой обложкой.

А вот годом рождения настоящих карманных книг считается 1867 год. Именно тогда немецкий книготорговец Антон Реклам выпустил в свет первые томики массовой "Универсальной библиотеки". Стоимость такой книги составляла два гроша. Интересно, что в первом томе была напечатана первая часть "Фауста" Гёте. Серия пользовалась бешеной популярностью, и уже к 1942 году её тираж составлял 89 млн. экземпляров – солидная по тем временам цифра.

 

В разных частях света книга в мягкой обложке называется по-разному: в англоязычных странах – paperback, в немецкоязычных – taschenbuch (карманная книга), у нас – покетбук (от англ. pocketbook – карманная книга). Если русские и немцы делают упор на формат, то англичане – на качество обложки. В их понимании такая книга должна иметь переплёт из тонкого картонажа. Впрочем, названий-то много, а суть одна. Карманная книга – это небольшого формата печатное издание, ширина блока которого чуть больше 10 см, а высота не превышает 16,5 см. Люди во всех странах мира привыкли видеть карманные издания по привлекательной цене.

Отношение к покетбукам явно неоднозначное. Кто-то покупает только их, кто-то вообще не воспринимает в качестве литературы. На сегодняшней день покетбуки всё же очень популярны. Их можно встретить в метро, в автобусах, взять с собой на работу или в отпуск. Но само название покетбук теперь все больше и больше ассоциируется с небольшой электронной книгой. Она, конечно, во многом удобнее старой - доброй мягкой обложки, но у неё нет хорошо знакомого шелеста страниц и картинок, а уж чернила на пальцах она и подавно не оставляет.

Приходите в нашу детскую библиотеку «Знайка», в фонде которой найдутся книги карманного формата, которые порадуют не только самых юных читателей, но и их братьев, сестёр, мам и пап, бабушек и дедушек! Новых вам встреч с любимыми книгами!

Материал подготовлен на основе информации открытых источников, а также https://www.kommersant.ru/doc/595774

 

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.