12+
%3Aformat(webp)%2F782329.selcdn.ru%2Fleonardo%2FuploadsForSiteId%2F200693%2Fcontent%2F2914d3b4-4a34-4b1e-b939-3b0cd46b1a7c.png)
15 января 2026 года исполняется 135 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, литературного критика, переводчика Осипа Эмильевича Мандельштама (1891–1938).
«Мандельштам был не только одним из лучших в России лирических поэтов, он был тонким теоретиком поэзии. Самые крупные, давно ставшие классиками русские поэты Ахматова, Пастернак считали его новатором, продвинувшим русскую поэзию так далеко, как они думали, она может быть оценена только через много лет. (...) Кажется, что его стихи состоят не из слов, а из оттенков слов. Его задача как поэта – создание новых смыслов». Вениамин Каверин

Окончив в 1907 году училище, в августе того же года он подал прошение о приёме вольнослушателем на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, но вскоре забрал документы и отправился в Париж. В период с 1908 по 1910 годы Мандельштам учился в Сорбонне и Гейдельбергском университете, но из-за ухудшения финансового состояния семьи в 1911 году был вынужден вернуться в Россию. Чтобы обойти ограничения на приём евреев в Петербургский университет, Осип Эмильевич принял крещение.
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Моё дыхание, моё тепло.
Запечатлеется на нём узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть —
Узора милого не зачеркнуть.
1909
В сентябре 1911 года он стал студентом романо-германского отделения историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, где учился до 1917 года, однако курс так и не завершил.
В 1911 году знакомится с Анной Ахматовой и Николаем Гумилёвым принимает участие во встречах «Цеха поэтов», становится одним из создателей направления акмеизм в русской поэзии.
Акмеизм — одно из самых заметных литературных направлений Серебряного века. Оно возникло усилиями писателя Николая Гумилева, который создал его в противовес господствовавшему в то время в русской поэзии символизму.
В 1913 году его стихи «Notre Dame» и «Айя-София» были опубликованы в сборнике акмеистов. В 1915 году Мандельштам сблизился с Мариной Цветаевой и её сестрой Анастасией, а спустя год начались их творческие отношения.
Никто ничего не отнял.
Мне сладостно, что мы — врозь!
Целую Вас через сотни
Разъединяющих верст.
Я знаю, наш дар — неравен,
Мой голос впервые — тих.
Что Вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!..
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих лет.
В 1913 году вышел первый сборник стихотворений Мандельштама под названием «Камень». После революции писатель стал жить в Москве, но из-за голода был вынужден часто переезжать, останавливался в Тифлисе и Крыму.

С 1925 по 1930 год Осип Эмильевич почти не публиковал стихов, так как ему стали отказывать редакторы и издатели. Вместо этого он занялся написанием литературоведческих статей, много переводил, писал произведения для детей и повести для взрослых читателей. Мандельштам самостоятельно выучил итальянский язык.
В 1930 году русский поэт Осип Мандельштам возвращается с Кавказа в свой родной Петербург. Пока ещё не в ссылке, но под пристальным вниманием властей.
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денёк,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург, я ещё не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня ещё есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных
1930

В 1933 году ленинградский журнал «Звезда» напечатал «Путешествие в Армению» Мандельштама. В этом произведении поэт резко высказался в адрес всего СССР и конкретных общественных деятелей. В изданиях «Правда» и «Литературная газета» вышли разгромные критические статьи. Осень. Того же года Мандельштам прочел Борису Пастернаку стихотворение, которое сегодня называют самым известным его творением: «Мы живем, под собою, не чуя страны…».
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.
Борис Леонидович назвал этот стих не литературным, а самоубийственным фактом. Осип Эмильевич уничтожил записи стихотворения, которое жена и подруга семьи выучили наизусть. Позже они просили знакомых запомнить это произведение: «Мы умрем, а вы передадите его потом людям».
На Мандельштама донесли. Сначала поэта выслали в Чердынь-на-Каме, потом он переехал в Воронеж, где работал в театрах и периодических изданиях. Когда срок ссылки закончился, Мандельштамы переехали в Калинин, но вскоре поэта снова арестовали и приговорили к пяти годам лагерей за контрреволюционную деятельность.

Осипа Эмильевича выслали на Дальний Восток. 27 декабря 1938 года он умер от сыпного тифа в больничном лагерном бараке под Владивостоком.
Когда я свалюсь умирать под забором в какой-нибудь яме,
И некуда будет душе уйти от чугунного хлада –
Я вежливо тихо уйду. Незаметно смешаюсь с тенями.
И собаки меня пожалеют, целуя под ветхой оградой.
Не будет процессии. Меня не украсят фиалки,
И девы цветов не рассыплют над чёрной могилой…