Невозможно без слёз и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа.
Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы. В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью уничтожить город. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг важного стратегического и политического центра сомкнулось. В городе осталось 2,5 миллиона жителей.
Постоянные бомбардировки вражеской авиации уничтожали людей, дома, архитектурные памятники, склады с продовольствием. Во время блокады в Ленинграде не было района, до которого не мог бы долететь вражеский снаряд. Были определены районы и улицы, где риск стать жертвой вражеской артиллерии был наибольшим. Там были развешены специальные предупреждающие таблички с таким, например, текстом: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Несколько из них сохранилось в городе и сегодня в память о блокаде.
Лютый голод косил людей тысячами. Карточная система не спасала положение. Хлебные нормы были настолько малы, что жители все равно умирали от истощения. Холод пришёл с ранней зимой 1941 года.
Но надежды Рейха на панику и хаос среди населения не оправдались. Город продолжал жить и трудиться. Чтобы как-то помочь осаждённым жителям, через Ладогу была организована «Дорога жизни», по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты. За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн. человек. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда.
Что происходило с театрами Ленинграда в то время?
К первой блокадной зиме театральные тумбы были занесены снегом, информация на них давно не менялась. Для города, который ещё полгода назад считался крупным культурным центром с невероятной активностью талантов, это застывшее состояние сна было символом тревоги, грядущих бед и ужасающих трагедий. Количество профессионалов в области культуры сильно сократилось: многие ушли на фронт, были эвакуированы вместе с коллективами или умирали.
Театр имени Ленсовета с октября 1940 оказался на длительных гастролях по обслуживанию частей Особой Армии Дальнего Востока, и с началом блокады трудился в Хабаровске. 19 августа 1941 эвакуировали труппу Кировского театра оперы и балета, на следующий день - Пушкинского театра и филармонии, а через день БДТ переехал в Киров. В 1942 году из здания бывшего Тенишевского училища (ныне Учебный театр на Моховой) отправили новый ТЮЗ за Урал, а из родного дома в Александровском парке Театр им. Ленинского комсомола переехал сначала в Архангельск, а затем на Урал.
Продолжал работать только коллектив Музыкальной комедии, который в день начала блокады давал оперетту Иоганна Штрауса «Летучая мышь». В дни блокады в театре были постоянные аншлаги, а очереди за билетами занимали с 5 часов утра. Весной 1942 года театр выпустил оперетты «Свадьба в Малиновке», «Любовь моряка», «Продавца птиц». Оперетта стала любимым жанром ленинградцев и воинов Ленфронта. Музыка, танцы, нехитрый сюжет расслабляли людей, позволяли на несколько часов забыть о войне и ужасах блокады.
Уже 25 января 1942 в Ленинграде не осталось ни одного творческого коллектива, способного выступать для публики. Над городом нависла зловещая пауза.
3 марта Театр мyзкoмeдии снова распахнул двери Александринского театра (носившего имя Александра Пушкина) премьерой «Сильвы», которую стали показывать дважды в день - утром и вечером при полном заполнении зала. Вечерние показы начинали в 17 - 17:30, чтобы в 19:00 уже закончить до начала комендантского часа.
5 и 19 апреля вновь открылся и Пушкинский театр, где организовали концерты академической музыки и кроме вокалистов выступал объединённый из трёх музыкальных театров оркестр. B апреле же по радио впервые зазвучали отрывки из опер - пронзительные мелодии «Травиаты» Верди.
18 октября 1942 г. состоялось открытие Театра имени В.Ф. Комиссаржевской премьерой спектакля по пьесе Константина Симонова «Русские люди», а 31 января 1943 в репертуаре коллектива появилось «Нашествие» Леонида Леонова, 11 апреля - «Жди меня» Константина Симонова. Вместе с новыми актёрами в труппе появились и новые названия в афише: «Женитьба Бальзаминова», «Oлeкo Дyндич», «Вечер водевилей», «Обрыв». В 1945 году театр получил к названию термин «Драматический». Однако горожане называли его «Блокадным», т.к. он перенёс блокаду вместе со всеми жителями этого великого города.
Тысячи людей встали на защиту города, стараясь превратить его в неприступную крепость. Не осталась в стороне и артистическая братия. Более 800 человек – музыканты, актёры, художники, режиссёры, преподаватели и студенты творческих вузов – записываются в ряды народного ополчения. Срочно формируются актёрские бригады, которые выступают на мобилизационных пунктах. Многие отправляются рыть противотанковые рвы под Лугой, Гатчиной, Стрельной…
Известный актёр Николай Черкасов, воплотивший на экране образы Александра Невского и Ивана Грозного, с первых дней войны принимал активное участие в формировании труппы театра народного ополчения. Он же и возглавил его. Труппа жила в ДК им. Первой пятилетки и была разбита на отделения. Всем выдали короткие канадские винтовки. Распорядок дня – казарменный: побудка в 6 утра, заправка коек, зарядка, умывание. После – военные занятия: строевая подготовка, стрелковое дело, изучение уставов и политчас. Актёры давали торжественную присягу. Подобная подготовка была необходима, ведь эти артисты должны были выступать на фронтах. «Театр неоднократно попадал на наиболее трудные и опасные участки и полностью разделял боевую жизнь и судьбу своих зрителей, – вспоминал позднее драматург А.П. Бурлаченко. – …Военная жизнь закалила актеров – они стали солдатами и умели не только играть, но и воевать за Родину».
«Весь театр мобилизован на работу, имеющую непосредственное отношение к обороне города. В ловких руках балерины Г.С. Улановой и певца Г.М. Нэллеппа нитка за ниткой плетутся сети и покрываются кустиками мочалы, окрашенной в зелёный и бурый цвета. Несколько часов – и вот уже готовы первые маскировочные газоны, которые должны закрыть здания и военные объекты. Они сделаны при участии мастеров театра Е.В. Вольф-Израэль и П.М. Журавленко», – писала в своих воспоминаниях Мариэтта Франгопуло, артистка балета, педагог и балетовед, служившая в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова (совр. Мариинский театр).
900 дней ленинградской блокады считаются эпохой страшных испытаний и великого подвига жителей города. Очень скоро почувствовалась нехватка продовольствия, зимой встали трамваи, в квартирах отключилось электричество. Но, несмотря на блокаду, в городе продолжалась культурная и интеллектуальная жизнь. Измученные, едва передвигающие ноги жители, многим из которых не суждено было пережить девятьсот страшных блокадных дней, находили в себе силы пойти в театр, на концерт или в кино.
Хлебная карточка артиста немногим отличалась от рабочей. Грим, который до войны изготавливался на гусином жире, исчез практически сразу. Когда во время спектакля артист падал в голодный обморок, партнёры по сцене импровизировали. Да и у зрителей порой не хватало сил, в первую блокадную, на аплодисменты — истощённая публика, собиравшая последние силы, чтобы посетить спектакль, просто не находила сил, чтобы аплодировать, поэтому люди в знак благодарности вставали с мест и молча приветствовали исполнителей.
Уже в декабре 41-го участились обмороки и даже летальные исходы исполнителей во время демонстрации спектакля. Из-за голода актёры больше пили кипяток вместо чая, а вместо основного блюда - жидкий суп с парой лапшинок, и часто переходили на курение самосада. Атмосфера на репетициях при этом была очень дружелюбной. Никто о смерти не думал и не говорил. Старались поддерживать и помогать друг другу во всем.
В квартирах электричества практически не было, но для театра находили. Весь производственно-декорационный процесс сводился к минимуму по причине жёсткой экономии и необходимости монтировок артистами. Декорации часто были писанными на холсте, колонны - облегчёнными. Предметов мебели - по минимуму. Однако у публики эти эконом-варианты рождали ощущение невероятной красоты. Вопрос стабильной подачи электричества решился лишь в 1943 году, когда в театрах установили аккумуляторы для бесперебойной подачи электричества.
До полной ликвидации кольца 27 января 1944 культурная жизнь, пронизанная радостными ожиданиями, не замолкала ни на минуту. Ежедневно ленинградские газеты публиковали театральную афишу, и эта информация была не менее востребована, чем сводки с фронта. Билеты на спектакли стали раскупаться уже за 10 дней до показа. Драгоценные билетики в театр можно было даже обменять на еду.
В 1943 заработали БДТ им. Гopькoгo, Филармония, оперетта под руководством Бpoнскoй, Камерный зал, Лeнгocэcтpaдa.
Городу помогли выжить и не только выжить, но и показать всему миру высочайшую силу человеческого духа те, кто выходил на сцену в холодных залах, кто играл великую музыку, кто дарил солдатам и горожанам великое чудо театра, дарил не только на классической сцене, но на сколоченных второпях подмостках, между боями, те, кто, замерзая от холода и умирая от голода, оставались беззаветно преданными искусству и своему городу.
Говорят, когда звучат пушки, музы молчат. В блокадном Ленинграде музы не молчали. И, может быть, именно это помогло выстоять!