Цыгане Ставрополья

Пожалуй, не существует региона в мире, в котором бы не было цыган. В некоторых крупных городах мира есть целые цыганские кварталы, а в некоторых они расселены менее кучно, что, тем не менее, не создаёт ощущения их отсутствия.

На Кавказе первые цыгане появились давно. Ещё в период своего переселения из Индии в Европу. С тех пор здесь осело несколько этнических групп цыган. В основном, это цыгане-люли - мусульманские цыгане из Средней Азии. Есть ещё несколько цыганских этногрупп - боша, карачи и другие. Есть и прибывшие сюда ещё при СССР молдавские цыгане.

По некоторым подсчетам, на юге России проживает от 70 000 до 100 000 цыган, в основном на территории Ставропольского и Краснодарского краев. На Ставрополье цыгане начали селиться в конце XVIII – начале XIX вв. Первоначальным местом их расселения было село Надежда близ Ставрополя. Сегодня они живут в крае практически повсеместно. Их наиболее значительные общины проживают в Минеральных Водах, Невинномысске, их пригородах, а так же Изобильненском, Новоалександровском, Александровском, Благодарненском, Георгиевском, Кировском, Красногвардейском, Предгорном, Советском, Шпаковском районах, а в Этническом атласе Ставрополья утверждается, что в регионе проживает 15% цыган России. Динамика численности цыганского населения в крае составляет: 1989 г. – 13 313 человек; 2002 г. – 19 100 человек; 2010 г. – 30 900 человек (1,11% от общей численности населения).

Цыгане– представляют собой замкнутую этническую общность. Это один из самых удивительных народов, который только можно встретить в мире. Их внутренней раскрепощенности и сохраняющемуся на всю жизнь оптимизму многие бы позавидовали. У цыган никогда не было своего государства, и, тем не менее, они пронесли через века свои традиции и культуру. Для них характерно расселение компактными группами и стойкий этнопрофессионализм (гадание, кузнечное дело, попрошайничество).

Местные цыгане относятся преимущественно к этнической группе ставропольских влахов. Именно эта многочисленная цыганская общность — влахи, принадлежащая к группе «рома», издавна кочевала по югу России и Украине. Разговаривают в местной цыганской общине на влашском диалекте цыганского языка. Мужчины занимаются обработкой металла кузнечным делом, женщины воспитанием детей и гаданием. В большинстве своем цыгане являются православными христианами, почитают Богородицу, отмечают Рождество с приготовлением традиционных праздничных пельменей канорэ.

По количеству слухов и стереотипов цыгане, пожалуй, дадут фору любому народу. Тут тебе и колдовская сила, и краденые кони, красные рубахи и семиструнные гитары, золотозубые бароны и таборы, которые уходят за горизонт... Сколько зловещих историй каждый из нас слышал от знакомых, чьи знакомые знакомых снимали под гипнотическим взглядом цыганок кольца-серьги и чьих непослушных детей под разухабистое «ай-нэнэ» увозили в бричках за синие моря, за высокие горы? Что из этого правда, а что ложь?

Социокультурная адаптация цыганского населения – для Ставрополья вопрос давний и довольно острый. Проблема в том, что на протяжении уже долгих лет цыгане живут оторванными от жизни общества, сами по себе, по своим (неписаным) законам. У большинства людей цыгане ассоциируются с бродяжничеством, попрошайничеством, воровством, необразованностью, наркотиками, ранними браками, маргинальным и асоциальным образом жизни. Но можно ли под эту мерку подогнать всех представителей данного этноса? Конечно нет! Есть среди цыганского населения обычные порядочные семьи, которые, как и все другие люди, честно трудятся, в основном на земле, воспитывают детей, идут на контакт с органами власти и так далее. Однако в обществе цыган не особо жалуют, в восприятии людей стереотипы оказываются сильнее.

Масштабная работа, которая ведется в крае по социальной интеграции цыган, уже дает результаты. Регион движется маленькими, но верными шагами. В разных районах Ставрополья формируется круг единомышленников из числа цыган, которые также болеют за свой народ и хотят изменить его жизнь к лучшему. Например, создана Ставропольская региональная общественная организация «Культурный центр цыган». Активисты организации играют большую роль в социальной адаптации цыган, в возрождении цыганской культуры и укреплении межнационального мира и согласия на ставропольской земле в целом. Помогает активистам и комитет по делам национальностей и казачества края. Только совместными усилиями, и, в первую очередь, со стороны самих цыган, этот народ может вернуть себе статус полноправного члена большой семьи народов России.

Так уж получилось, что цыгане остаются нацией, окутанной тайнами, легендами и всевозможными домыслами. Совместно с группой «Книжный континент» мы предлагаем вспомнить самые известные книги, героями которых являются эти вольнолюбивые люди https://alisa2002marina.blogspot.com/2017/04/blog-post_8.html.

 

 А ещё советуем прочитать книгу Гюстава Эмара «Морские цыгане». Оказывается, есть и такие.

1658 год, Антильские острова. Испанцы нанесли сокрушительный удар по могуществу флибустьеров, захватив главное пристанище морских разбойников — остров Тортугу. Но Береговое братство готово взять кровавый реванш. В предстоящей схватке пираты делают ставку на одного из молодых предводителей морских цыган. Граф Луи де Бармон обречён судьбой на пиратскую жизнь. Теперь его прозвище Монбар Губитель. У него нет дома, и любимая женщина Клара разлучена с ним. Весь мир против него! Даже главное пристанище пиратов - остров Тортуга - в руках испанских солдат. Где теперь бросить якорь? И где искать любимую?
Он ещё не знает, что у него появился новый враг - сильный и смелый. Юному морскому офицеру Гусману де Тудела недавно рассказали, что его мать стала жертвой предводителя пиратов. И теперь он готов на всё, чтобы отомстить за бесчестье своей семьи. Даже на смерть. И только один человек может остановить катастрофу - женщина, которая любит его всем сердцем. Эту женщину зовут Клара. Но успеет ли она разрубить узел мести, который затягивается все туже? Узнаете, если придёте в детскую библиотеку «Знайка». У нас есть эта книга.

 


Печать   E-mail