Версия для слабовидящих

Новости

Бунт Гюстава Флобера

12 декабря - день рождения Гюстава Флобера,  известного французского прозаика-реалиста, считающегося одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Он был величайшим мастером стиля, продолжателем реалистических традиций Оноре де Бальзака. Он вывел в литературу целый ряд молодых талантливых прозаиков, содействовали открытию целых направлений и жанровых форм.

Будущий писатель родился в семье главного хирурга городской больницы, немалая часть его детства прошла в квартире при госпитале. Молодой человек не собирался становиться писателем. Но внезапно открывшаяся болезнь изменила всю его жизнь. Выяснилось, что он болен нервным расстройством – эпилепсией. Когда в 24 года у Флобера случается приступ эпилепсии, отец — хирург, главный врач больницы города Руана — прибегает к кровопусканию. Чтобы усилить отток крови, он решает смочить руку сына в горячей воде, но забывает проверить температуру. Вода оказывается кипятком, и Густав получает глубокие ожоги. С тех пор молодого человека будут постоянно мучить боли. «Моя душа — как моя обожженная рука, — напишет он через несколько лет своей возлюбленной Луизе Коле, — она тоже прошла через пламя, сморщилась и потеряла чувствительность». Обезображенная рука еще и напоминание о нарушении родительской воли: отец Флобера не желал, чтобы сын становился писателем. Ему была предназначена карьера врача или юриста. Флобер — обойдя все запреты — писателем все-таки станет. Но боль в руке будет напоминать о цене сделанного выбора.

Флобер-отшельник

Флобер часто пишет по ночам, закутавшись в коричневый халат, напоминающий монашескую мантию, открыв нараспашку окна, под которыми течет Сена. В Нормандии, в местечке Круассе, где находилось его поместье, нередко останавливались корабли, и пассажиры специально выходили на берег, чтобы своими глазами увидеть местную достопримечательность, месье Густава, «огромного галла с густыми свисающими усами, в легкой накидке, держащего руки в карманах широких штанов, стянутых на поясе веревкой. Он, со своей стороны, с лукавой улыбкой наблюдал из окна за проезжающими», — писал журналист Шарль Лапьер, друг Флобера. Писатель терпеть не мог прогулки, редко выходил в сад. Любая деятельность — кроме творческой — ему была ненавистна. Флобер предпочитал не участвовать в жизни, а наблюдать за ней — тем более из окон его дома открывался прекрасный вид. Справа — заводские трубы, слева — руанские колокольни. Прямо — зеленые пастбища, лес и широкая река со множеством островов. Вдалеке — шпиль руанского собора.

 

ГОСПОЖА БОВАРИ

«Бовари продвигается черепашьим шагом, — жалуется Флобер Луизе Коле. — Уже месяц раздумываю над четырьмя предложениями. <…> Как же мучает меня эта книга! Мне от нее физически больно! Теперь я точно знаю, что такое муки творчества».

В 1856 году в одном из парижских журналов вышел его роман "Мадам Бовари", который произвёл фурор как в литературных, так и в общественных кругах. Над своим главным романом писатель работал на протяжении шести лет. Главной темой книги стал вечный конфликт между иллюзией и реальностью, жизнью придуманной и подлинной. Но для раскрытия этой темы Флобер использовал не благородные порывы романтического героя, а трагические мечтания заурядной мещанки.

Роман, завершившийся самоубийством героини, наделал много шуму. Автор и редакторы журнала были привлечены к суду за безнравственность. Нашумевший судебный процесс закончился оправдательным вердиктом. Но в 1864 г. Ватикан внес «Госпожу Бовари» в «Индекс запрещенных книг».

САЛАМБО

В 1858 году Флобер совершает путешествие в Африку, привезя из вояжа не только впечатления, но и второй свой роман «Саламбо», действие которого переносит читателя в древний Карфаген, делая его свидетелем любви дочери военачальника и вождя варваров. Историческая достоверность и бережное отношение к каждой детали повествования позволили этой книге занять достойное место в ряду исторических романов.

 

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ

Третий роман писателя «Воспитание чувств» посвящен теме «потерянного поколения». Он получил высокую оценку Мопассана, который писал: «Этот роман - в совершенстве выполненная картина того, что случается каждый день, точная запись жизни…».

Этот роман — похвала иллюзиям, гимн безответным чувствам, признание ценности человеческих переживаний. Несчастная любовь тоже имеет смысл, ее проживание может сделать жизнь осмысленней, а душу — восприимчивей.

 

На страже французской литературы.

Когда Флобер писал свои романы, он не стремился понравиться ни руанским аптекарям, ни парижским интеллектуалам. Он работал для будущих читателей: его тексты — партитуры, которым каждый исполнитель волен дать собственную интерпретацию. Сегодня невозможно писать по-французски так, как если бы Флобера не было. Затворник из Круассе поднял литературный язык на такую недосягаемую высоту, что, глядя на нее, у современных писателей кружится голова.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. Именно Флоберу принадлежит знаменитое выражение "башня из слоновой кости", ставшее своеобразным символом одинокой жизни художника. Жизни целиком посвященной творчеству без надежды на понимание со стороны публики и критики.

2. Однажды Флобер написал Луи Буйе шутливое письмо на старофранцузском языке и подписался так: "Gustavus Flaubertus, Bourgeoisophobus".

3. Несмотря на "аморальные" взгляды и полное неприятие буржуазного строя в своей стране Флобер исполняет свой гражданский долг во время франко-прусской войны в 1848 году и вступает в ряды национальной гвардии в чине лейтенанта. Вот одно из его писем тех дней: "Сегодня вступаю в ночной дозор. Только что сделал своим "людям" отеческое внушение и объявил им, что вспорю шпагой брюхо первому, кто отступит, обязывая их палить в меня из ружей, если я побегу".

4. Флобера связывала тесная дружба с Иваном Тургеневым. Он восхищался огромным талантом Тургенева и его энциклопедической образованностью: "вообразить невозможно сколько он знает, этот московит! И при этом такой скромный!" Каждый приезд Тургенева в родовое поместье Флоберов в Круассе был для французского писателя, ведшего затворнический, почти монашеский образ жизни, настоящим праздником.

5. В 1864 году Ватикан запретил роман "Мадам Бовари" и внёс его в список запрещенных книг. Такая же участь постигла и "Саламбо".

Знаменитые цитаты Флобера:

"Всё, что прекрасно, — нравственно".

"Драматическое искусство — это геометрия, переходящая в музыку".

"Женщины вдохновляют мужчин на великие подвиги, но не оставляют времени для их исполнения".

"Когда уважаешь свой талант, не станешь прибегать к средствам, которыми завоёвывают толпу".

"Кто хочет греть свои ноги у солнца, упадёт на землю".

"Люди со вкусом — престранная каста: у них есть свои собственные маленькие святые, которых никто не знает".

"Нет такой глупости, которой бы не рукоплескали, и такого глупца, что не прослыл бы великим человеком, или великого человека, которого не обзывали бы кретином".

"Статистика — самая точная из всех неточных наук".

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.