6 февраля – День «Сделайте комплимент»
– Что такое комплимент?
– Комплиме́нт – это речевая форма похвалы, одобрения, уважения, признания, восхищения.
– Почему важно делать комплименты?
– Комплименты не только приятны адресату, но и тому, кто их делает. Это способ наладить общение, улучшить отношения и создать благоприятную психологическую атмосферу вокруг себя.
– Как делать комплименты?
– Поскольку комплимент, это речевая форма, необходимо учесть основные качества речи:
- Богатство речи. Когда вы хотите сделать комплимент, вы можете выбирать подходящие слова из всего разнообразия средств великого и могучего языка.
«У вас очень красивый зубной ряд», – такой комплимент правильно построен, но из всех слов выбран не самый удачный для данной речевой ситуации вариант. - Точность. Слова должны быть подобраны так, чтобы человеку стало приятно от вашего комплимента, а не обидно. Пример нарушения точности: «Ты моя самая толстая и красивая», – сказал сын маме, когда она была на последнем месяце беременности. Пример точного комплимента: «Ты действительно замечательный вдохновляющий человек».
- Чистота. Избегайте слов-паразитов и непонятных заимствований. Пример комплимента, который не сразу понравится бабушке: «Бабуля, мне нравится твой вайб, ты просто краш». Чистый комплимент: «Твоя улыбка, как луч солнца, освещает мир вокруг».
- Ясность и понятность. Соблюдение данного требования связано с эффективность и действенностью вашего комплимента. Юноша хотел сделать комплимент и сказал: «Девушка, если бы у меня были такие ноги, я бы на руках ходил». Ему стоило яснее выразить свою мысль, например: «Девушка, у вас очень красивые ноги. Я бы вас на руках почаще носил, чтобы вы их берегли». А вот внук из Архангельской области озадачил деда из города Лермонтова следующим комплиментом: «Ты, деда, биспой уже. Но тебе идёт». Сравнивая седые волосы деда с серебром, мальчик хотел подчеркнуть, что дедушка и с сединой хорошо выглядит.
- Правильность – важнейший признак культуры речи! Соблюдайте нормы языка, когда обращаетесь к человеку с комплиментом.
Если отвлечься от правил культуры речи и обратиться к правилам поведения, нужно учесть следующие пункты:
- Когда делаете комплимент, убедитесь, что он отражает ваше искреннее восхищение.
- Хвалите конкретные качества или действия человека. Например, вы можете сказать: «Ты очень талантливый художник»; «Ты всегда так добрый и отзывчивый. Я ценю это». Не стоит адресовать комплимент неодушевлённым предметам, говоря: «У вас очень красивая одежда». Лучше скажите так: «Этот образ вам очень подходит»; «В сегодняшнем образе вам удалось подчеркнуть достоинства».
- Учитывайте обстановку и отношения с человеком, которому делаете комплимент. Сравните, как один и тот же комплимент будет звучать от мамы в гостях и от незнакомого продавца в магазине: «Какая у вас девочка красивая! На папу, видно, похожа!».
- Будьте умеренны в своих похвалах и отличайте лестные комплименты от льстивых.
- Говорите с интонацией похвалы, одобрения.
– Как отличить комплимент от лести?
– Комплимент – это положительная, правдивая и искренняя оценка человека. Лесть – это угодливое и лицемерное восхваление. Лесть скрывает за собой корыстные цели, которые человек преследует в поисках выгоды для себя. В то время как комплимент исходит от души порядочного человека.
– Когда уместно делать комплименты?
– Комплименты уместно делать в различных ситуациях, когда вы хотите выразить свою благодарность, признание, уважение или просто поднять настроение собеседнику.
Комплимент может быть выражен в приветствии, просьбе, благодарности, утешении. Таким образом, комплименты играют важную роль в нашей жизни, помогая укреплять отношения, поднимать настроение, поддерживать других людей и создавать позитивную атмосферу в общении. Учитесь видеть в людях хорошее и делайте комплименты!