Участники литературного клуба «I2 стульев» рассмотрели проблему и готовы поделиться выводами.
Проблема художественного единства литературы эпохи Возрождения заключается в противоречии между единством и многообразием. С одной стороны, Ренессанс характеризует общий интерес к античности, гуманистические идеалы, утверждение ценности человеческой личности и стремление к гармонии. Эти факторы создают ощущение единства литературного процесса. С другой стороны, литература XIII – XVII веков отличается жанровым и стилистическим разнообразием, а также наличием национальных особенностей в разных европейских странах. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
Человек эпохи Возрождения хотел, чтобы потомки знали его как сильную всесторонне развитую личность.
Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте Алигьери (1265–1321), который истинно раскрыл сущность людей того времени в своём произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо благодарными потомками «Божественной комедией».
В литературе эпохи Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304–1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV–XVI веке итальянская литература пережила расцвет – лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313–1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469–1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474–1533) и Торквато Тассо (1544–1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.
Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564–1616, Англия) и Лопе де Вега (1562–1635, Испания). Первым представителем ренессансных тенденций в португальской литературе считается Жил Висенте, а их величайшим выразителем – Луиш де Камоэнс.
В России не было Ренессанса в первоначальном смысле этого термина. Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях. В середине XVI века на Руси начали печатать книги, и Иван Фёдоров был первым известным русским печатником. В XVII веке печать получила широкое распространение, и гравюры на дереве стали особенно популярны. Это привело к развитию особой формы народного искусства.
Современные представления учёных о социальных контекстах, влиянии античности и взаимодействии с барокко усложняют представления о художественном единстве литературы эпохи Возрождения. Поэтому некоторые учёные предлагают расширить рамки и отнести позднего Шекспира и Сервантеса к Ренессансу.
Исследователи видят единство в обращении к античности и гуманизму, в синтезе средневековых жанров с новаторскими, в противоречивом сочетании индивидуальных и локальных традиций. Однако гуманизм проявляется по-разному, у Макиавелли он политизирован, у Рабле – ироничен. Региональные различия итальянского, северного и русского Возрождения помогают выделить национальные модели, но ставят под вопрос концепцию единого стиля.
Однако эстетические концепции Ренессанса и Средневековья принципиально различаются в понимании источника красоты, роли человека, связи искусства с реальностью и отношением к античному наследию. Цель Средневековой литературы – назидание. Литература эпохи Возрождения нацелена на самовыражение, носит светский характер.
Предлагаем нашим читателям осмыслить проблему художественного единства литературы эпохи Возрождения и задуматься, можно ли современному человеку полностью согласиться с утверждением философов-гуманистов: «Разум – это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным».