26 сентября родился Виктор Чижиков (1935-2020) художник-карикатурист, иллюстратор детских книг.
Он оформлял книги Маршака и Барто, Чуковского и Волкова, Михалкова и Носова. Тысячи рисунков, знакомых и тем, чьё детство пришлось на пятидесятые — и тем, кто свои первые книжки читал в двухтысячные. На протяжении полувека его иллюстрации появлялись в журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Крокодил». Он создал всемирно известного персонажа — олимпийского медвежонка Мишу.
Быть детским художником Виктора Чижикова никто не учил: он просто всегда хорошо помнил, что ему было интересно в пору, когда деревья еще были высокими. Еще в школе Чижикову нравилось рисовать иллюстрации к сказкам, просто так, для себя. Краски и карандаши ему подписывали, потому что Виктор — врожденный дальтоник: он не различает оттенки красного, коричневого, зеленого и розового. Но это никогда не мешало ему создавать полные доброго юмора и душевной теплоты рисунки, узнаваемые миллионами читателей.
"Виктора Чижикова я очень люблю как художника и как человека. Он большой фантазёр и выдумщик. Его иллюстрации в «Мурзилке» и детских книгах не только забавны, но и умны. Я узнаю его среди десятков других художников, потому что он оригинален, а его мастерство подкупает и очаровывает читателя." (Сергей МИХАЛКОВ).
Издатели его ценили за спокойный профессионализм: одно время по редакциям даже ходила присказка: «Что — грустная книжка? Дайте Чижикову, он усмешнит». И сами авторы не скрывали своей симпатии к художнику. Б. Заходер как-то даже прислал ему открытку, в которой пожелал выпустить ещё много совместных с ним книг.
Отрицательных героев Чижиков, следуя совету кукольника Сергея Образцова, всегда рисовал не столько страшными, сколько смешными. Так, его Бармалей на иллюстрациях к «Доктору Айболиту» читает «Мурзилку».
"Как каждый актёр мечтает сыграть роль Гамлета, так каждый художник мечтает сделать рисунки к книге Льюиса Кэррола "Алиса в Стране чудес". Я сыграл своего Гамлета, а вот удалась ли мне эта роль - судить вам" (В. Чижиков). По советской традиции книги никогда не издавались с журнальными иллюстрациями. Поэтому, лишь в 2012 году сказка с этими рисунками Чижикова была опубликована отдельным изданием. Но художника попросили раскрасить иллюстрации, и цветной вариант утратил обаяние монохромного.
А вот иллюстрации «Винни-Пух и все-все-все» (1986) стоит отнести к одной из немногих неудач художника. Почему так получилось, объяснить трудно. Вероятно, Чижиков очень хотел сделать своего Винни-Пуха непохожим на находки предшественников: Эрнеста Шепарда – первого английского иллюстратора книги Алана Милна и американца Вольфганга Райтермана, придумавшего в 1966 году образ медвежонка для экранизации Диснея.
Тем не менее, проиграв Хитруку и Шепарду, в истории спорта и мировой плакатистики Чижиков навсегда останется как автор другого медвежонка — яркий образ Олимпийского Мишки, как сам художник рассказывал, явился к нему в 1977 году во сне. Олимпийскому комитету набросок сразу понравился. Правда, авторский договор с Чижиковым не заключили, а когда он попробовал было настоять, отрезали: «Автор медведя — советский народ!» (действительно — животное-символ XXII-х московских Игр, выбиралось в ходе народного голосования). И не дождавшись даже официального приглашения на церемонию открытия Олимпиады-80, расстроенный художник уехал в деревню за 160 км от столицы.
Виктор Чижиков о своих рисунках:
- Для меня всегда было счастьем нарисовать детскую книжку.
- Бывают книги, в которых совершенно нет юмора. Такие книги тоже приходилось иллюстрировать. Издатели любили говорить: «Что, слишком грустно? Дайте Чижикову, он усмешнит.
- Мне нравилось рисовать картины с интригой и мордобоем. Чем больше народу дерется, тем мне интереснее.
- Я работал в Крокодиле — юмористическом журнале для взрослых с крокодилом на обложке, курящим трубку. Потом, правда, крокодил курить бросил. По приказу Партии.
- Первая книга, которую я проиллюстрировал, была книга Вити Драгунского «Тайна детской коляски». Как-то раз я зашел в издательство «Малыш» и услышал дикий хохот из комнаты главного редактора. Спрашиваю — кто там? Это, говорят, Драгунский. Так я встретил самого юмористичного человека, которого знаю.
- Детский художник должен быть образованным, не допускать ошибок. Однажды я увидел рисунок осла с раздвоенными копытами. Доводилось видеть иллюстрацию к Некрасову: лошадка, везущая хворосту воз, запряжена в сани самым нелепым образом. Есть дуга, но нет хомута. Как дуга держится на оглоблях, непонятно. Вместо седелки и сбруи какие-то узелки. Это не рисунок для детей, потому что ребенок должен сразу понять конструкцию предмета, понять, как запрягается лошадь.
- Вообще я по натуре не лирик, я больше шутник. Но это не значит, что в жизни я не чувствую лирики.