«Солдатами не рождаются. Если Родина в опасности, солдатами становятся». Константин Симонов.
О героизме советских людей периода Великой Отечественной войны посвящены произведения Константина Михайловича Симонова. Самое значительное - эпопея - трилогия - цикл романов с общим заглавием «Живые и мёртвые», за которую писателю присуждена Ленинская премия в 1974 году. В 1959 году вышел роман «Живые и мёртвые». В 1964 году вышла вторая часть романа «Солдатами не рождаются», и в 1971 год вышла третья часть трилогии «Последнее лето». Все романы посвящены трём разным этапам Великой Отечественной войны.
Главная идея романа «Солдатами не рождаются» заключена в его названии: солдатами не рождаются, ими становятся в бою и борьбе. Битва на берегах Волги - одна из величайших битв Второй мировой войны.
Победа, одержанная под Сталинградом - крупнейшее военное и политическое событие. В произведении показаны заключительные 33 дня Сталинградской битвы, когда Советская Армия добилась коренного перелома в войне, погнала фашистов от Волги, чтобы закончить разгром их в Берлине. Судьба героев привязана к её центральной проблеме - вере в человека, справедливости в отношении к людям. Произведения Симонова наполнены невымышленными героями. В фундамент художественных произведений автор заложил фактический материал, лично почерпнутый им как очевидцем, военным корреспондентом на фронтах от Баренцева до Чёрного моря.
Центральной фигурой в романе К. Симонова «Солдатами не рождаются» является образ начальника штаба армии, генерала Федора Федоровича Серпилина, «человека с одной из тех биографий, что ломаются, но не гнутся», который имеет человеческое достоинство и солдатскую гордость. Он умный, волевой, решительный военачальник, порой жёсткий, но самокритичный и справедливый человек. Симонов писал: «Фигура комбрига Серпилина сложилась у меня из воспоминаний двоякого рода: во-первых, у меня в памяти осталось несколько встреч в разные годы войны с людьми, превосходно воевавшими и имевшими за спиной ту же самую нелёгкую биографию, которой я впоследствии наделил своего героя. Во-вторых, мне врезались в память некоторые эпизоды обороны Могилева, в июле 1941 года и облик командира одного из полков, где я был в те дни,- полковника Кутепова, человека, не желавшего отступать. И внешний и внутренний облик этого человека лёг в первооснову образа Серпилина». В нём сочетаются талант полководца и страстная убеждённость мыслителя - гуманиста. Серпилин оказывается на фронте после тюрьмы, и его собственная судьба доказывает необходимость веры в человека. Только испытывая доверие к себе, он в состоянии вести людей к победе над фашизмом. А люди, из трусости или подлости, или ограниченности, отказывающие ему в доверии, мешают Серпилину воевать. Принцип у Серпилина такой «сделать так, чтобы добиться победы и действительно сберечь людей, - это и есть военное искусство».
Роман поражает богатством конкретных наблюдений. Работая над трилогией, Симонов в течение нескольких месяцев встречался с участниками боев. Повествование основано на документальных материалах архивов и библиотек. Симонов рассказывал: «У меня во фронтовом блокноте есть запись о встрече с одним командиром дивизии в 1944 году - она занимает всего пять - шесть страничек… и не будь этих страничек, я бы никогда не написал в «Солдатами не рождаются» и «Последнем лете» генерала Кузьмича так, как я его написал. Я… больше никогда его не видел, но записи были так точны, что именно этот характер мне захотелось вывести в романах». Изображая решающие этапы военных действий, автор создаёт художественную историю всей войны. В Сталинградской битве проявилось превосходство советского военного искусства.
Первая книга романа «Живые и мёртвые» легла в основу одноимённой экранизации, вышедшей в 1964 году, поставленного кинорежиссёром А.Б.Столпером, снимавшим художественные фильмы по произведениям К. Симонова ещё в годы Великой Отечественной войны. В 1967 году он же поставил фильм по второй книге, получивший название «Возмездие». Роли главных героев романа в фильмах исполняли выдающиеся актёры: А.Папанов, К. Лавров, О.Ефремов, Ю. Визбор и другие.