Версия для слабовидящих

Новости

Просвещение и капелька абсурда: необычные детские книжки 1920-1930-х годов

Детская литература во многом является отражением современного ей общества.  Что и говорить об эпохах великих исторических потрясений, одна из которых пришлась на первую треть 20-го века. Советская детская книга была во многом новаторской, часто политизированной, но не смотря на это, всё же  - просветительской. Уверены, что многие из тех книг, с которыми мы предлагаем познакомиться, совершенно вам незнакомы. И тем интереснее о них узнать. 


Для современного человека эти удивительные памятники начала 20-го века, где сплелись литература, графика, просвещение и пропаганда представляют вероятно наибольший интерес. С одной стороны, попытки познакомить детей с политической ситуацией в стране, воспитать лояльность и уважение к армии могут теперь показаться странными, с другой же стороны, удивительно насколько трепетно относились к вопросу детского воспитания в то время исторических перемен, обращаясь к ребёнку напрямую и всерьёз. Помимо агитационных материалов, детям чаще всего предлагалось узнать, как работает нефтехимическая отрасль, откуда берётся «чашка чая», «откуда посуда» и какой проделывается путь «от каучука до калоши». Детская литература того времени предлагала не только и не столько развлечение, сколько просвещение и обучение.

«Кузька Доброхим» (1924)

Вполне в духе названия на обложке странное чудовище — то ли в противоэпидемическом костюме, то ли в противогазе. Если вы не знаете, то Доброхим, — это Добровольное общество содействия строительству предприятий химической промышленности. Из этой книги можно узнать о Кузьке, крестьянском сыне, устроившемся в 14 лет работать в химическую лабораторию и экспериментировавшему с известкой.

 

 

 

«Твои наркомы у тебя дома» (1926)

Одной из изюминок данной коллекции является книжка «Твои наркомы у тебя дома», автором стихов в которой выступил Н. Агнивцев, а иллюстраторами К. Елисеев и К. Ротов. Книжка должна объяснить ребёнку, для чего существуют эти должности и какую функцию выполняет каждый нарком (заменивший прежних министров). На иллюстрациях нет подписей, но в каждом из наркомов можно узнать крупных тогдашних политических деятелей: Михаила Фрунзе, Михаила Калинина, Анатолия Луначаского, Алексея Рыкова, Льва Каменева и других. А всего через несколько лет многие наркомы, которых так горячо рекомендует книга, будут репрессированы.

 

«Большевик Том» (1925)

«Большевик Том» необычен не только своим содержанием, о котором речь пойдёт ниже, но и тем, что иллюстрации для этой книжки выполнены выдающимся русским и советским художником Борисом Кустодиевым. Примечательно также, что автор стихов Надежда Павлович явно вдохновлялась историей Марка Твена о Томе Сойере, намеренно не поменяв имена главных героев. Но самое неожиданное заключается в том, что ленивый проказник Том, желающий получить все блага не работая, в итоге узнаёт о Советском Союзе и уезжает туда, становясь большевиком. Подобная подача с серьёзной миной может быть воспринята не только как неловкая пропаганда, но и как ловкая сатира, середина 1920-х годов допускала и подобные идеологически невыдержанные «вольности». Может намекать на несерьёзность материала и именитое дореволюционное издательство «Брокгауз-Ефрон», прекратившее своё существование аккурат к тревожному 1930 году.

 

«Старый шлюпик» (1926)

На первый взгляд, это безобидная сказка. Но на самом деле книга оказывается не просто сказкой про грибы. Лягушки, сыроежки, лисички, ящерка и мухоморчик разыграли пьесу про старый мир и новые реалии. Кажется, старый шлюпик (он оказался просто старым трухлявым грибом) не мог принять революционный мир, а сказка пропагандировала детей вступать в пионеры и давить шлюпиков. Прочитав сказку, можно без труда догадаться, кого символизируют лисички, а кого — лягушки.

 

 

«Как примус захотел "Фордом" сделаться» (1930)

Художник К. Елисеев на стихи Н. Агнивцева рассказывает историю с довольно необычной завязкой. Как уже можно догадаться, обычный примус возжелал быть автомобилем «Фордом»: «Он машина – я машина / Он с бензином – я с бензином». За решением примус отправляется к уже упомянутому нами выше Михаилу Калинину, но нарком спокойно осаживает бытовой прибор на манер «где родился, там и пригодился». Понять мораль не так уж сложно – развивающейся отсталой стране в первую очередь нужна была прослойка технических специалистов средней руки, которые покрыли бы кадровый голод на местах – в первую очередь в провинции и глубинке. Социалистическая мораль того времени требовала от граждан преобразовать свои горячие амбиции в простой, но необходимый труд.

И ещё несколько книг того времени

 

 

Перед властью той эпохи стояла сложнейшая задача: в кратчайшие сроки побороть тотальную безграмотность широких масс населения и, вместе с тем, воспитать в детях будущих строителей коммунизма. При этом нельзя забывать, что именно тогда культурная жизнь СССР била ключом, подпитываемым расцветом серебряного века и зарождением культуры нового типа. И о литературе тех лет нельзя судить однозначно.

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.