16 марта исполняется 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста, репортера, журналиста, адвоката – Александра Романовича Беляева. Его по праву называют основоположником научной фантастики.
Александр Беляев родился 16 марта 1884 года в Смоленске, в семье священника.
Александр рос активным и любознательным ребенком, любил шутки и розыгрыши. С ранних лет он увлекался музыкой и самостоятельно научился игре на скрипке и рояле. В список его увлечений также входили занятия фотографией и освоение актерского мастерства.
В детстве Александр много читал, его привлекали приключенческие произведения. Он мечтал о полетах. Его неудачные попытки взлететь, привели к тому, что травма, полученная в детстве, вызвала туберкулез позвоночника и в итоге – инвалидность.
Несмотря на тягу Александра к творчеству, по настоянию отца он поступил в духовное училище, а затем в Смоленскую духовную семинарию. Окончив ее, Беляев не пожелал быть священником и поступил в Демидовский юридический лицей. По окончании лицея Александр занялся юридической практикой, зарекомендовал себя как хороший специалист и приобрел постоянную клиентуру.
Одновременно с этим Беляев подрабатывал в газете «Смоленский вестник», выходившей с литературными приложениями.
Его первыми публикациями стали репортажи о театральных и музыкальных премьерах, критические заметки и очерки, которые выходили за подписью «Б».
С 1910 по 1913 года Беляев является штатным сотрудником этой же газеты. В 1914 году он оставляет юриспруденцию и полностью посвящает себя театру и литературе. Он дебютировал как режиссер в постановке оперы «Спящая царевна» и опубликовал свое первое художественное произведение – детскую сказку-пьесу «Бабушка Мойра».
По состоянию здоровья Беляев перебирается в Ростов-на-Дону. В местной газете «Приазовский край» публикуют его первый фантастический рассказ «Берлин в 1925 году».
Затем Александр переезжает в Крым, в поиске специалистов, готовых помочь ему в борьбе с болезнью. Находясь в больнице, Александр начинает писать стихи, занимается изучением иностранных языков, медицины, биологии, истории. Он много времени отдает чтению произведений Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского.
В 1921 году он поднялся с постели, а в 1922 году возвращается к полноценной жизни и начинает работать.
В мае 1923 года Александр Романович регистрирует брак с Маргаритой Матушевской и перебирается в Москву.
В московский период Беляев опубликовал в журналах, а позже и отдельными книгами, свои произведения в жанре фантастики: «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды». Чуть позже выходит его роман «Борьба в эфире», который называют «сборником фантастических идей». Самым популярным произведением Александра Беляева называют повесть – «Человек-амфибия». Роман Беляева «Голова профессора Доуэля» - основан на собственном опыте человека, парализованного и закованного в гипсовый корсет, не властного над своим телом и живущим словно без туловища, с одной головой.
В декабре 1926 года Беляев вместе с семьей переезжает в Ленинград и уже по праву считается профессиональным писателем. В этот период вышли его произведения: «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо», «Золота гора», «Властелин мира».
В 1930 году в московском журнале «Вокруг света» - вышел роман А. Беляева «Подводные земледельцы», во «Всемирном следопыте» напечатали очерк о Константине Циолковском «Гражданин эфирного острова».
В 30-е годы фантастика считалась чуждым для советского человека элементом и Беляева стали печатать реже.
В 1936 году в журнале «Вокруг света» - опубликован его роман «Звезда КЭЦ», в 1937-38 годах в газете «Ленинские искры» вышла повесть «Небесный гость». В 1941 году в свет вышла последняя прижизненная книга Александра Беляева – «Ариэль», в которой автор воплотил свои несбывшиеся мечты о способности летать. Беляева называли советским Жюлем Верном, но он был и остается писателем самобытным, ни на кого не похожим и по-прежнему любим многими поколениями читателей.