Сетевая акция "Родники народные" к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов.
Осетины - народ, проживающий на Кавказе, в основном в Южной и Северной Осетии, а также в Турции и Грузии. Всего в мире насчитывается около 700 тысяч, подавляющее большинство живет в Российской Федерации - 528 тысяч человек.
Предками осетин были аланы. Поэтому современную республику, где живут их потомки, называют Северная Осетия - Алания. Осетины восходят к тем же древним племенам, что и современные иранцы, принадлежат к индоевропейской группе народов, предками которых были полулегендарные арии. Поэтому осетины часто белокуры, голубоглазы или сероглазы.
Осетинами аланов стали впервые называть их соседи — грузины, с этим именем они и вошли в состав России в XVIII веке, и история Осетии стала общей историей с Россией. Осетины в основном сохранили православную систему мировоззрения и уклад жизни, занесенные еще в VII-XI веках из Грузии. Часть осетин приняла ислам. Но и те, и другие сохранили в быту своеобразные языческие традиции. Система древних верований предполагает почитать верховного бога Хуыцау, который подчиняет себе божества природных стихий.
Среди осетинских праздников немало таких, которые сохранились с языческих времён и посвящены дзуарам – небожителям из мифологии, народной религии и нартского эпоса, а также воссоздают древние магические обряды. Так, в первую неделю Нового года осетины воздают почести покровителю жилища - домовому. В старину они приносили ему в жертву козлёнка или барана, а в наши дни режут курицу или петуха. Этим мясом не принято угощать посторонних людей.
Один из традиционных обрядов, который проводят обычно на свадьбах и других больших торжествах, называется «Три пирога» . На стол приносят три пирога и говорят молитвы. Одновременно подают и три ребра животного, которого заранее принесли в жертву. Число «3» соотносится с небом, солнцем и землей. На похоронах, согласно обычаям, ставят два пирога.
Сказания, мифы и песни осетин несут отголоски многовековой истории борьбы за национальное самоопределение. Осетинский нартовский эпос, основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях легендарных героев-богатырей, является своеобразным сводом нравственных правил древних осетин, энциклопедией их воззрений на природу и общество.
Письменность осетин с XIX имеет опору на русский алфавит. Основоположником осетинского литературного языка и художественной литературы по праву считается Коста Хетагуров (1859-1906).
Язык, традиционное исполнительское искусство, ремесла, обычаи, обряды, сказки - всё это бережно хранится в республике для следующих поколений.