95 лет роману И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»
Этот роман цитируют даже те, кто его не читал. «Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!», «Мы – чужие на этом празднике жизни», «гигант мысли».
Литературная жизнь романа «Двенадцать стульев» началась в январе 1928 года, когда в ежемесячном журнале «Тридцать дней» появились первые его главы. И 95 лет спустя он не превратился в литературный памятник, а продолжает оставаться примером живой сатиры.
«Двенадцать стульев» - роман о похождениях обаятельного жулика, сатирическая энциклопедия 20-х годов, главный советский авантюрный роман,.
Сатирическое произведение не сразу стало популярным, сначала критики относились к нему крайне сдержанно. Однако с каждым десятилетием интерес к роману рос, за все время было снято более 20 экранизаций, в том числе на Кубе, в Германии, Швеции, Австрии и США. В Советском Союзе книгу экранизировали дважды: в 1971 году – Леонид Гайдай и в 1976 – Марк Захаров.
Идея романа принадлежала известному на тот момент советскому писателю Валентину Катаеву. Он предложил своему брату Евгению Катаеву (Евгений Петров) вместе с начинающим писателем Иехииелом-Лейбом Файнзильбергом (Илья Ильф) написать роман о поиске бриллиантов, спрятанных в стульях.
Молодые литераторы отнеслись к заданию серьёзно, работали много и сообща. У каждого было право вето, поэтому ни одна фраза не была напечатана без согласия напарника. Изначально Катаев хотел сам участвовать в написании книги, но через месяц выяснилось, что Ильф и Петров справляются без помощи маэстро, поэтому от авторства Катаев отказался. Оставив два обязательных условия: в посвящении к роману должно быть его имя, а после публикации авторы должны подарить ему золотой портсигар.
Изначально роль Остапа Бендера в романе была незначительной. Однако постепенно Бендер перекочевал в ключевого героя романа, что вызывало недоумение у самих авторов. Евгений Петров рассказывал, что в какой-то момент они начали воспринимать Остапа Бендера как реального человека.
Отношение читателей к Остапу Бендеру тоже менялось с течением времени. Сначала его считали отъявленным негодяем, но со временем стали видеть веселого и предприимчивого мужчину, который не боится рисковать. Решение о смерти героя для авторов было случайным – они просто положили две бумажки с вариантами окончания романа в сахарницу и провели жеребьевку. Позже Ильф и Петров признавались, что такое решение было незрелым, пойти на это могли только молодые авторы, поэтому в «Золотом теленке» Остапа Бендера воскресили.
Самое заметное наследие «12 стульев» - огромное влияние на русский язык. По количеству фраз и выражений, ставших крылатыми, роман становится в один ряд с «Мастером и Маргаритой» и «Горем от ума». «Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих», «утром деньги - вечером стулья», «шик-модерн», «мы чужие на этом празднике жизни», «не учите меня жить», «заграница нам поможет». Нарицательными почти век спустя остаются и его герои: Остап Бендер, мадам Грицацуева, Эллочка-людоедка, Ляпис-Трубецкой.
Потрясающий роман «Двенадцать стульев» дарит те самые моменты смеха над книгой и осмысление того, что в жизни далеко не все потеряно. Не упустите уникальную возможность поближе познакомиться с произведениями И. Ильфа и Е. Петрова — книги в свободном доступе.