Эоловой арфой вздыхает печаль,
И звезд восковых зажигаются свечи,
И дальний закат, как персидская шаль,
Которой окутаны нежные плечи...
Георгий Иванов.
Одному из символов Пятигорска — беседке Эолова арфа — исполнилось 190 лет. Как возникла идея сделать ее поющей? Почему ее голос звучал так недолго?
190 лет назад начальник Кавказской области Георгий Емануэль загорелся идеей построить в Пятигорске три беседки: Эолову, Эскулапа и Эреванскую. Появилась только Эолова. За дело взялся архитектор Джузеппе Бернардацци. В 1930 году он представил свой проект Емануэлю.
Учитывая моду, в то время на античность, он нарисовал сооружение и сразу бы приступить к возведению. Однако вмешалась эпидемия — холера. Курортный сезон был закончен раньше времени, а строительство павильона перенесено. Возобновилось только ранней весной 1831 года.
Механизм представлял собой деревянный цилиндр со струнами разной толщины. В зависимости от силы ветра струны звучали по-разному: при сильном — громко и тревожно, при слабом — нежно. А флюгер показывал, в каком направлении дует ветер. Однако проработал хрупкий механизм недолго. Его убрали в 1861 году.
В 70-е годы уже XX века арфа зазвучала снова. Правда, запели уже не струны, а электронно-механическое устройство. Но и оно недолго радовало посетителей. Сегодня отдыхающие знают о том, что беседка когда-то обладала голосом, лишь понаслышке.
Главным подарком для нее, наверное, стало бы известие, что она может вновь обрести голос.