7 июля отмечается День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.
Это морское сражение произошло 5-7 июля 1770 года в Чесменской бухте на западном побережье Турции. В ходе русско-турецкой войны, начавшейся в 1768 году, несколько эскадр Балтийского флота отправились в Средиземное море, чтобы отвлечь противника от Черноморского флота. Две российские эскадры под общим командованием графа А. Г. Орлова (фактически командовал адмирал Г. А. Спиридов) обнаружили турецкие корабли на рейде Чесменской бухты.
Наши эскадры включали в себя 9 линейных кораблей, 3 фрегата, бомбардирский корабль и около 20 вспомогательных судов (всего 820 орудий). Турецкий флот, находившийся в Чесменской бухте, превосходил наш по численности кораблей и орудий. Он состоял из 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, 6 шебек (парусно-гребных судов), 13 галер и 32 малых судов (всего 1 430 орудий).
Бой начался в 11 часов 30 минут 5 июля в Хиосском проливе. «Святой Евстафий» под командованием адмирала Григория Спиридова атаковал флагманский корабль турецкой эскадры «Реал Мустафа». Когда горящая мачта «Реал Мустафы» упала на «Святого Евстафия», взорвался сначала русский флагман, а затем и турецкий. К 14 часам турки уже отступили в Чесменскую бухту – под прикрытие береговых батарей.
В течение следующего дня российские корабли обстреливали противника с большого расстояния, а к вечеру встали на якоря перед входом в бухту и вступили в бой с турками.
В ночь на 7 июля отряд русских судов вошёл в бухту, с помощью брандеров (кораблей, нагруженных легкогорючими либо взрывчатыми веществами, используемых для уничтожения вражеских судов) поджёг часть турецких кораблей, а затем артиллерийским огнём довершил разгром противника. К утру сгорел весь находящийся здесь турецкий флот за исключением 1 линейного корабля и 5 галер, захваченных в плен. Турки потеряли убитыми и ранеными около 11 тысяч человек. Потери русских – 661 убитый.
Участник событий князь Ю. Долгоруков писал впоследствии: «Вода, смешанная с кровью и золою, получила прескверный вид. Трупы людей обгорелые плавали по волнам, и так ими порт наполнился, что с трудом можно было в шлюпках разъезжать». (Морской сборник. 1855. № 6. С. 332.)
Благодаря успешному сражению, россиянам удалось нарушить связи между турецкими военными базами в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. Это сыграло важную роль при заключении мирного договора.
За победу граф Алексей Орлов получил право присоединить к фамилии наименование «Чесменский». Григорий Спиридов, который, по мнению многих историков, вынес на себе основную тяжесть битвы, получил орден Святого Андрея Первозванного и 1060 душ крепостных.
Чтобы увековечить это событие, по распоряжению Екатерины II в Большом Петергофском дворце был создан Чесменский зал. В 1775 году в Гатчине воздвигли Чесменский обелиск, а в Царском Селе в 1778 году – Чесменскую колонну. В память об этой победе были отлиты золотые и серебряные медали.
Чесменский бой имел важное военно-политическое значение. Турция, лишившись флота, вынуждена была отказаться от наступательных действий против русских на архипелаге, сосредоточив свои силы на обороне пролива Дарданеллы и приморских крепостей. Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Сражение явилось свидетельством дальнейшего роста морского могущества России.