Сборник малороссийских рассказов «Слобожане» (1854) принёс ему известность, а за книгу очерков «Украинская старина» (1866) его удостоили малой Уваровской премией, бывшей в то время престижной наградой за труды по русской истории (в разные годы она вручалась таким известным авторам, как А. Н. Островский, А. Ф. Писемский и др.).
Трилогия романов – «Беглые в Новороссии» (1862), «Воля» («Беглые воротились») (1863) и «Новые места» (1867) – опубликованная в журнале «Время» Ф. М. Достоевского, вызвала широкий резонанс в литературной критике и, что важнее для писателя, привлекла массового читателя, тем самым создав ему блистательную и лестную репутацию одного из самых читаемых молодых авторов, которую позднее он и оправдал в полной мере своими историческими романами.
70-е и 80-е годы стали наиболее счастливыми для Данилевского: один за другим им были написаны все популярные романы: «Потёмкин на Дунае» (1878), «Мирович» (1879), «На Индию при Петре» (1880), «Княжна Тараканова» (1883), «Сожжённая Москва» (1886) и «Чёрный год» (1888).
Эти книги прославили и увековечили имя Данилевского, заставив даже нещадных критиков смягчить тон или вовсе изменить его на прямо противоположный.
«Придавая большое значение в литературе историческому роману, мы с особенным интересом прочли роман «Мирович» Г. П. Данилевского. Имя автора хорошо известно в нашей литературе; правда, критика не особенно его баловала и, несмотря на многие прекрасные страницы в его прежних произведениях, не грешила избытком внимания к его трудам и усвоила себе только стереотипную фразу: «Данилевский – занимательный рассказчик». Не касаясь прежних его произведений, которые, однако ж, постоянно читались с большим интересом, мы желали бы высказать несколько впечатлений по поводу последнего его романа; это – капитальный труд, к которому нельзя не отнестись с почтением. Не помним, чтобы какой-либо другой исторический роман производил на нас более глубокое, подавляющее впечатление, чем «Мирович». От него трудно оторваться, пока его не кончишь». (П. П. Сокальский, 1880 г.)
Последний свой роман – «Царевич Алексей» – Данилевский, увы, написать не успел, и его опубликовали неоконченным уже после смерти писателя. Умер он в столице, а похоронен в своём родовом поместье в селе Пришиб Слободской губернии.
И всё-таки напоследок хочется вернуться к Данилевскому ещё не столь модному и популярному. В первой половине 70-х он писал мало: только роман «Девятый вал» (1874) и несколько маленьких произведений. Словно бы в этот период – между первой большой известностью и настоящей писательской славой – он переосмысливал свой литературный путь: искал свою творческую нишу и потом нашёл её в исторических романах.
К тому же периоду относится и малоизвестный сборник «Святочные вечера» (1879) – в нём странным, причудливым образом переплелись разные грани Данилевского: там и гоголевские мотивы его раннего творчества, и этнографические очерки, свойственные его более зрелому творчеству, и всё тот же талант прекрасного рассказчика, за который всегда его хвалили, и что-то новое, доселе не бывшее в его творчестве.
В стародавние времена святочными вечерами люди любили рассказывать друг другу случаи из жизни о необъяснимых и таинственных явлениях, загадках и чудесах, произошедшие с ними самими или от кого-то услышанные. В «Святочных вечерах» собраны именно такие истории – удивительные, невероятные и порой даже страшные были, рассказанные разными людьми.
Все эти рассказы – очень интересные, но на одном из них необходимо остановиться подробнее. Это рассказ «Жизнь через сто лет» – почти что пророчество, пробирающее современного читателя даже до мурашек, – просто необъяснимо, как автор середины XIX века мог столько всего «угадать» о жизни в наше время: откуда это ему пришло? Да, есть там определённые моменты, которые, слава Богу, пока отсутствуют в нашем мире, но они могут быть, – и это удивляет и пугает ещё сильней.
Вот такие рассказы, как «Жизнь через сто лет», заставляют взглянуть внимательнее на Данилевского, другими глазами, глубже, и особенно на его малоизвестное творчество. И, кажется, он ещё не сказал своего последнего слова в русской литературе, потому что в полузабытых его произведениях современный читатель может найти и увидеть то, что не смогли разглядеть читатели прошлых эпох.
На абонементе библиотеки № 1 представлены произведения Г. П. Данилевского .