Издревле одним из самых главных направлений внешней политики России была борьба за выход к морским побережьям, прежде всего к Балтийскому морю. Важнейшим этапом этой борьбы стала Северная война и, в частности, морская победа русского флота у мыса Гангут.
В этом году 9 августа 310-я годовщина первой морской победы молодого русского флота под командованием Петра I над шведами.
Шел четырнадцатый год Северной войны. Россия к этому времени одержала блистательную победу под Полтавой, шведская армия была пленена, её остатки отступили в Турцию. Русские войска вошли в Лифляндию и осадили Ригу. Видя уверенную поступь Петра в этой войне, бывшие союзники меняли свои решения на ходу. Саксония прервала перемирие со Швецией и её войска вступили в Польшу, Дания вдруг опять решила воевать со Швецией и расторгла с нею мирный договор. В кампанию 1710 года Россия взяла Ригу, Ревель (ныне Таллинн), Выборг, Кексгольм. Пётр Алексеевич установил контроль над всей Лифляндией, Эстляндией и Карелией. В 1711 году вместе с союзниками русская армия вошла в Померанию, через год театр военных действий переместился в Нижнюю Саксонию, был захвачен Бремен. Шведы неистово сопротивлялись, они нанесли поражение датско-саксонским войскам в Померании, но позднее союзники провели повторное наступление в этом районе, захватив Штеттин и остров Рюген. В антишведскую коалицию вступила Пруссия. Русский галерный флот атаковал шведские крепости на побережье Финляндии, были захвачены Гельсингфорс и Або.
К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Однако, чтобы окончательно решить вопрос о свободном выходе России к Балтийскому морю, надо было нанести поражение шведскому флоту, сохранявшему господство на морском театре. Для Петра I это было дело чести! Он нацелил все свои силы, умение и талант на решение этого вопроса. И победил!
Летом 1714 года русский флот, который насчитывал 99 галер и скампавей под командованием генерал-адмирала Ф.М.Апраксина, выдвинулся из Кронштадта к Аланским шхерам для усиления русского гарнизона в городе Або. Шведы были серьезно этим обеспокоены. По их уразумению русские могли утвердиться на восточном побережье Ботнического залива, а это было чревато высадкой десанта в самой Швеции. Шведское командование принимает решение перехватить русских на полпути к цели. Навстречу русскому флоту выдвинулась шведская эскадра из 15 линейных кораблей, трех фрегатов, двух бомбардирских кораблей и девяти галер под командованием Густава Ватранга.
Шведы целились атаковать наш флот ближе к выходу в открытое море, им необходимо было «подловить» наших в выгодной для них позиции. Местом встречи двух сторон и стал Гангут.
Когда Апраксин прибыл в бухту Тверминне и понял, что им не пройти мимо шведской эскадры, опередившей наших моряков и занявшей лучшую позицию, он сообщил об этом царю Петру, и тот сразу же выдвинулся из Ревеля в Тверминне и взял командование под личный контроль. Он сразу же приказал усилить наблюдение за противником, послав в район Гангутского плеса дозорный отряд из 15 скампавей, а на берегу развернул посты, которые наблюдали за передвижением кораблей. Одновременно с этим он распорядился построить «переволоку» в самой узкой части перешейка. Узнав об этом, адмирал Ватранц направил к этому месту контр-адмирала Эреншельда в составе фрегата и девяти гребных судов с задачей уничтожить русские скампавеи по мере спуска их на море. Другой отряд, насчитывавший восемь линейных кораблей и два бомбардирских судна, под командованием вице-адмирала Лиллье был отправлен для атаки русского гребного флота в Тверминне. Пётр Алексеевич перехитрил противника.
Воспользовавшись благоприятными условиями, - разделением шведского флота и серьезным ослаблением его позиций у мыса Гангут, а также наступившим штилем, русские начали прорыв.
Шведская эскадра стояла близко к берегу. Русский авангард обошел шведские корабли вне дальности корабельной артиллерии. Стремясь помешать русским, шведы стали буксировать свои корабли шлюпками в сторону прорыва русских скампавей, но молодой российский флот в коротком бою отбросил отряд Таубе и блокировал силы Эреншельда в Рилаксфьорде.
Чтобы не допустить прорыва остальных русских кораблей в Рифьорд, адмирал Ватранг вечером 26 июля оттянул свои корабли от берега и расположил их на месте прорыва русского авангарда.
Учтя это, главные силы русского гребного флота - 64 корабля под командованием Апраксина - утром 27 июля, следуя прибрежным фарватером, прорвались у мыса Гангут и присоединились к своим кораблям в Рилаксфьорде.
Заключительный этап Гангутского сражения - бой русских гребных судов с отрядом Эреншельда в Рилаксфьорде 27 июля 1714 года, закончившийся победой русских.
Эта битва доказала превосходство российского оружия не только на суше, но и на воде и превратила нашу страну в великую морскую державу. Именно с Гангутской баталии ведется отсчет наиболее значимых триумфов Балтийского флота.