9 октября 1760 года в ходе Семилетней войны русские войска вступили в Берлин. Капитуляцию гарнизона столицы Пруссии принял генерал-майор Тотлебен.
Военная кампания 1759 года оказалась для прусского короля Фридриха II, пожалуй, самой несчастной за всю его наполненную сражениями жизнь. После полного разгрома прусской армии в Кунерсдорфском сражении русско-австрийскими войсками, Пруссия оказалась на грани катастрофы. «Всё потеряно, спасайте двор и архивы!» — панически писал король.
Однако наступление на незащищенный Берлин не состоялось из-за разногласий в стане союзников. Это дало возможность Фридриху собрать войско и приготовиться к обороне Берлина. От окончательного поражения Пруссию спасло лишь то, что сам Фридрих назвал «чудом Бранденбургского дома».
Война, таким образом, продолжалась. В 1760 году Фридрих смог довести общую численность своей армии до 200 тыс. солдат. Франко-австро-российские войска к этому времени насчитывали до 375 тыс. солдат. Однако, как и раньше, численное превосходство союзников было сведено на нет отсутствием единого плана и несогласованности в действиях.
Главным театром военных действий прусский король считал Силезию, куда и направился со своей армией в августе 1760 года. Несмотря на численное превосходство противника, ему удалось разгромить австрийский корпус генерала Лаудона. Это позволило прусской армии хоть и с потерями, но все же вырваться из окружения.
Едва избежав очередного разгрома, прусский король чуть не потерял собственную столицу. 3 октября 1760 года русский отряд генерал-майора Тотлебена неожиданно вышел к Берлину и попытался взять город штурмом. Атака была отбита, и Тотлебену пришлось отойти к Кёпенику, где он соединился с корпусом генерал-поручика Чернышёва и 8-тысячным корпусом Панина. Вскоре к русским силам добавился и австрийский корпус генерала Ласси.
Вечером 8 октября на военном совете в Берлине ввиду подавляющего численного превосходства противника было принято решение об отступлении, и той же ночью прусские войска, защищавшие город, ушли к Шпандау, оставив в городе гарнизон в качестве «объекта» капитуляции. Утром 9 октября 1760 года столица Пруссии капитулировала. Капитуляцию принял Тотлебен, как генерал, первый осадивший Берлин. После этого союзные войска вступили в город, где были захвачены орудия и ружья, взорваны пороховые и оружейные склады. На население была наложена контрибуция.
Тем временем корпус Панина и казаки Краснощёкова отправились вдогонку спасающемуся бегством неприятелю. Они успешно разбили прусский арьергард и захватили более тысячи пленных. Однако вскоре, при известии о приближении Фридриха с большими силами пруссаков, русские и австрийцы, за недостатком войск для удержания столицы Пруссии, оставили город.
Хотя захват Берлина не стал победой в войне, капитуляция прусской столицы имела большое моральное значение. Символические ключи от Берлина, переданные городскими властями русскому генералу, хранятся ныне в петербургском Казанском соборе.