16+

16 ноября 1900 года родился Николай Робертович Эрдман — советский поэт и драматург, киносценарист.
Николай Эрдман – советский сценарист, поэт, драматург. Автор пьес, на основе которых сняты десятки замечательных фильмов. Лауреат Сталинской премии.
Николай Эрдман – один из величайших деятелей искусств начала двадцатого столетия. Биография талантливого сценариста была полна печальных событий, связанных с гонениями на родине. Среди близких друзей драматурга были такие известные личности, как Всеволод Мейерхольд, Эраст Гарин, Михаил Зощенко, Евгений Вахтангов, Осип Мандельштам и Константин Станиславский.
Он родился в семье Роберта Карловича Эрдмана, мещанина из обрусевших балтийских немцев, игравшего роли второго плана (в том числе и в кинофильмах), и Валентины Борисовны Эрдман (до замужества – Кормер).
Окончив Петропавловское реальное коммерческое училище в Москве, в 1919 году Николай Робертович был призван в Красную Армию. Демобилизовавшись спустя год, начал литературную деятельность. Брат Борис, художник, старше его на год, ввёл Николая в кружок имажинистов; Эрдман опубликовал несколько своих стихотворений, занялся написанием текстов для артистических кабаре, работал в жанре популярных в те годы сатирических обозрений, писал для мюзик-холла и Театра Сатиры.
Первая его пьеса «Мандат» была написана в 1924 году, вскоре она уже была поставлена в театре им. Мейерхольда, а после и в Ленинградском академическом театре драмы. Это был успех, настоящий и уверенный – «Мандат» триумфально шествовал по театральным подмосткам Одессы и Харькова, Баку и Ташкента, в 1927 году добравшись до Берлина.
Увы, написанную в 1928 году пьесу «Самоубийца» ждала совсем иная судьба. С самого начала её запретили к постановке, потом разрешение получалось и снова отбиралось. В 1932 году в Театре Мейерхольда шли уже генеральные репетиции, но спектакль вновь запретили. Стало меняться и отношение к «Мандату».
Эти тревожные звоночки не могли не привести к трагичному и закономерному в то время итогу: Эрдман был арестован в 1933 году в Гаграх, где он работал как сценарист на съёмках фильма «Весёлые ребята». Вместе с ним за решётку попал и второй сценарист, Владимир Масс. Имена их исчезли из титров – впрочем, это было удивительно малой потерей. Приговор по делу Эрдмана был вынесен весьма мягкий: три года ссылки в г. Енисейск. Оттуда он был переведён в Томск благодаря ходатайствам Ангелины Степановой – женщины, отношения с которой длились ещё с конца 20-х годов и развивались весьма непросто. Оба не были свободны; да и после Степанова не стала госпожой Эрдман, выйдя замуж за Александра Фадеева.
Освободившись из ссылки, Эрдман, разумеется, получил «минус» – то есть был лишён права жить в столице и нескольких других крупных городах. Калинин, Вышний Волочек, Торжок, Рязань становились местами его временного пристанища. Пьес Николай Робертович более не писал, однако продолжал работать с кинематографистами. Снятая по его сценарию «Волга-Волга» в 1941 году получила Сталинскую премию.
Началась война. Репрессированный, поражённый в правах Эрдман на фронт попасть был не должен и уже следовал с эшелоном в глубокий тыл, когда в Саратове через директора работавшего в то время в эвакуации МХАТа его догнало письмо, подписанное самим Берией. Эрдману предлагалось сотрудничество с Ансамблем песни и пляски НКВД. В составе Ансамбля он участвовал во фронтовых бригадах.
Новое место работы потребовало и новой формы. Однажды, глядя на себя в зеркало, Николай Робертович грустно пошутил: «У меня такое ощущение, будто за мной опять пришли…»
После войны Эрдман продолжил писать сценарии к фильмам, сотрудничал со знаменитым Театром на Таганке. Необычайно удачным стал его дуэт с Михаилом Вольпиным: тот писал стихи, а Эрдман – прозу. Именно они создали русский текст «Летучей мыши», знакомый миллионам зрителей по экранизации.