«Вам славу вечную я смело обещаю, вас будут в памяти потомки воображать, герои будут вам во бранях подражать.
Доколе чувствовать прямую славу будут, сраженье при Чесме народы не забудут».
М. М. Херасков, поэма “Чесменский бой”
Морское сражение у крепости Чесма между русской и турецкой эскадрами – одно из крупнейших в эпоху парусного флота.
7 июля 1770 года, русский военный флот полностью разгромил турецкий флот в Эгейском море.
В донесении Екатерине II о Чесме граф Орлов честно написал, что, увидев 5 июля перед собой в Хиосском проливе Эгейского моря гигантский турецкий флот, он «ужаснулся, но на бой решился». Вражеский флот имел двойное превосходство в силах по всем параметрам, но в атаку пошли русские. План нападения предложил адмирал Спиридов. Он построил расчёт на быстроте сближения и чёткости взаимодействия экипажей, получивших знатную морскую выучку при длительном переходе. План Спиродова заключался в следующем: под прямым углом, используя направление ветра подойти к неприятелю на расстояние бортового залпа и нанести как можно больший урон первой линии кораблей, в первую очередь, флагманским кораблям противника с целью нарушения управления флотом, не позволяя, при этом, туркам использовать численное превосходство.
По итогам двухчасового боя в Хиосском проливе и русские, и турки потеряли по одному кораблю, однако инициатива полностью оказалась на нашей стороне, а турецкий флот оказался заперт в бухте, вырваться из которой не мог из-за слабого ветра. Так закончился первый этап Чесменского морского сражения.
Хотя турецкий флот и был блокирован в бухте, он по-прежнему оставался грозным противником. Кроме того, русская эскадра, не имея поблизости баз снабжения, и находясь под угрозой подхода помощи из Стамбула не могла позволить долгой блокады. Поэтому на военном совете 25 июня был принят план уничтожения турецкого флота в Чесменской бухте.
За день русским морякам из четырех греческих рыболовецких судов удалось создать брандеры (горящие корабли), которые были направлены в разгар боя на турецкую эскадру и вызвали пожар, охвативший в итоге все ее корабли. Потери в этом бою были уже несопоставимы – погибли 11 русских моряков и несколько тысяч турок. Флот Османской империи в этом районе перестал существовать. Память о том блестящем боевом деле жива и поныне.
Победа в Чесменском сражении имела большое военно-политическое значение: Россия получила господство в Эгейском архипелаге, установился контроль над Дарданеллами, успех русского флота повлиял на заключение мирного договора. Герои сражения получили высокие награды из рук императрицы Екатерины II, были установлены памятники, построены дворцы и церкви. На памятной медали в честь этого события выгравировали слово «Былъ», что значило «был турецкий флот, а теперь нет».
А в российском флоте возникла традиция называть линейные корабли «Чесма» в память об этом сражении. Первый был спущен на воду санкт-петербургским Адмиралтейством через три месяца после сражения, в октябре 1770, а последний – барбетный броненосец «Чесма» – был спущен на воду в 1886 году в Севастополе.
Память о том блестящем подвиге жива и поныне. Три белых полосы на отложном синем воротнике форменной одежды матросов и старшин Военно-Морского флота России символизируют великие победы наших военных моряков. Одна – Гангутское сражение, вторая – Синопское, третья – разгром флота противника в Чесменской бухте.
В читальном зале библиотеки подготовлена выставка-память «Вам славу вечную я смело обещаю…». Представленные книги рассказывают об этом историческом событии.