Художник - это тот, кто умеет видеть красоту в обычных вещах и передать ее на холст.
Карл Брюллов
225 лет со дня рождения русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852).
23 декабря (по старому стилю – 12 декабря) 1799 года в Петербурге родился выдающийся художник, представитель русского романтизма Карл Павлович Брюллов, горячо любивший жизнь и природу, оставивший потомкам блестяще воплощённые образы своих современников.
Брюллов — один из крупнейших русских живописцев и рисовальщиков XIX века. При жизни он заслужил прозвище «Великий».
Род Брюлловых берёт своё начало во Франции. Один из членов этого семейства, Георг Брюлло, в 1773 году прибыл в Петербург и поступил лепщиком на Императорский фарфоровый завод. Внук Георга – Пауль или Павел Иванович – получил воспитание в Петербурге и был мастером по части резьбы из дерева и миниатюрной живописи. Он был женат два раза. От первого брака имел одного, а от второго троих сыновей, одному из которых – Карлу – досталась всемирная слава.
О детских годах великого живописца Андрей Cомов пишет: «Это был слабый, золотушный ребёнок, до семилетнего возраста не покидавший постели. Будучи лишён возможности играть и резвиться, он любил, сидя на своей кроватке, чертить на грифельной доске окружающие предметы». Отец Брюллова сразу понял, что из сына может со временем выйти художник, и стал развивать в нём творческие способности.
Всемирно известный шедевр — историческое полотно «Последний день Помпеи» (1833).
Главное и наиболее широко известное произведение Брюллова – грандиозное полотно «Последний день Помпеи» (1833) – жемчужина собрания Русского музея.
При этом «великий Карл» отнюдь не был «мастером одной картины», создав множество портретов, жанровых полотен, исторических и религиозных композиций. Художник принимал участие в создании образов для Казанского собора, работал над росписью главного купола Исаакиевского собора.
Брюллов был портретистом, создателем жанровых полотен, исторических и религиозных композиций. Родной стихией Брюллова как живописца был портрет – исполненные его кистью произведения всегда производят глубокое впечатление легким свободным письмом, разнообразностью образного строя, виртуозностью композиционных решений, тонким вкусом колористической разработки.
В жанровых полотнах, исполненных в Италии, в несложных бытовых сюжетах художник сумел воплотить новаторские взгляды на миссию искусства, отважившись разрушить старые эстетические каноны, бытовавшие в академической среде, работая с натуры, отыскивая прекрасное в простом и повседневном.
Брюллов — единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора.
Карл Брюллов едва ли нуждается в специальном представлении. Никто, кроме него, из русских художников классического XIX века, не стяжал при жизни всеевропейскую славу, а по смерти и мировую известность. Его природный дар неоспорим, но, кроме того, он был профессионалом высочайшего уровня, обладавшим к тому же яркими и привлекательными личностными качествами – оригинальностью мышления, широкой образованностью, независимостью суждений и поступков, царственным равнодушием в отношении к материальным благам, официальным наградам и почестям, необычайной поведенческой свободой и бесконечной преданностью художническому делу – только он при жизни, в среде соратников, любителей искусства, учеников удостоился признательного и восхищенного титула «великий Карл». Это был воистину гений художества, новатор, Пушкин русской живописи!
Восхищённые современники поставили имя Брюллова рядом с именами Рубенса, Рембрандта и Ван Дейка.