Версия для слабовидящих

Новости

Я говорю с тобой из Ленинграда. Часть 2

Picture background

Особенно сильные впечатления в 1942 году у Ольги оставила Москва, куда она попала в марте 1942 года.

Одно из самых сильных потрясений - это замалчивание трагедии Ленинграда. По сути то, что Ленинград в блокаде, что ежедневная смертность составляет несколько тысяч человек, не знал никто.

С точки зрения недопущения панических и пораженческих настроений все логично. Никто не будет в войну кричать на всю страну, что не удается прорвать блокаду под Ленинградом. И о том, что творится в Ленинграде.

Но, конечно, для человека, только что пережившего в Ленинграде самую страшную зиму, унесшую сотни тысяч жизней, сам факт того, что Москва (имеются в виду обычные граждане), совершенно не в курсе происходящего вызывал самую настоящую ярость.

Ее запись от 1 марта 1942 года:

"Здесь все чужие и противные люди. О Ленинграде все скрывалось, о нем не знали правды так же, как об ежовской тюрьме. Я рассказываю им о нем, как когда-то говорила о тюрьме, — неудержимо, с тупым, посторонним удивлением..."

«...Нет, они не позволят мне ни прочесть по радио — «Февральский дневник», ни издать книжки стихов так, как я хочу… Трубя о нашем мужестве, они скрывают от народа правду о нас. Мы изолированы, мы выступаем в ролях «героев» фильма «Светлый путь»…

Ее запись от 23 марта 1942 года:

«Ирина рассказывала о Ленинграде, там все то же: трупы на улицах, голод, дикий артобстрел, немцы на горле. Теперь запрещено слово «дистрофия», — смерть происходит от других причин, но не от голода! О, подлецы, подлецы! Из города вывозят в принудительном порядке людей, люди в дороге мрут.»

"Здесь не говорят правды о Ленинграде…" "…Ни у кого не было даже приближенного представления о том, что переживает город… Не знали, что мы голодаем, что люди умирают от голода…"


3 июня 1943 г. Ольге вручили медаль "За оборону Ленинграда".

Именно ей принадлежат слова "Никто не забыт, ничто не забыто".

Именно её стихи выбиты на гранитной стене Пискаревского кладбища. 

Выступления Ольги по радио очень сильно поднимали дух Ленинградцев. Сама Ольга вспоминала в мае 1942 года:

«Какая-то страшная пожилая женщина говорила мне: „Знаете, когда заедает обывательщина, когда чувствуешь, что теряешь человеческое достоинство, на помощь приходят ваши стихи. Они были для меня как-то всегда вовремя. В декабре, когда у меня умирал муж, и, знаете, спичек, спичек не было, а коптилка все время гасла, и надо было подталкивать фитиль, а он падал в баночку и гас, и я кормила мужа, а ложку-то куда-то в нос ему сую — это ужас, — и вдруг мы слышим ваши стихи. И знаете — легче нам стало. Спокойней как-то. Величественнее… И вот вчера — я лежу, ослабшая, дряблая, кровать моя от артобстрелов  трясется, —я лежу под тряпками, а снаряды где-то рядом, и кровать трясется, так ужасно, темно, и вдруг опять — слышу ваше выступление и стихи… И чувствую, что есть жизнь.“ 

Такие слова конечно же давали понять Ольге, что все ее старания не напрасны. Именно после таких слов Ольга и запишет у себя в дневнике:

«Если мгновение отрады доставила я им — пусть мимолетной, пусть иллюзорной, — ведь это неважно, — значит, существование мое оправдано.

После войны на Ольгу обрушились многочисленные критики. Вот пример того, что писали о ней:

«Я хочу сказать, что Берггольц, как и некоторые другие поэты, заставила звучать в стихах исключительно тему страдания, связанную с бесчисленными бедствиями граждан осаждённого города.»

Выражаясь современной терминологией, Ольгу обвиняли в хайпе на трагических событиях. Впрочем, на эту критику Ольга ответила вот такими стихами:

И даже тем, кто всё хотел бы сгладить

в зеркальной робкой памяти людей,

не дам забыть, как падал ленинградец

на жёлтый снег пустынных площадей.

Пережитый кошмар не мог не сказаться на состоянии Ольги. В 1952 году Ольга лечилась в психиатрической больнице от алкогольной зависимости.

«Ленинградская Мадонна» умерла 13 ноября 1975-го, в возрасте 65 лет. Она хотела покоиться на Пискаревском кладбище, рядом с теми друзьями, кто умер во время блокады. Однако вопреки ее воле, местом упокоения Берггольц стали Литературные мостки Волкова кладбища. Памятник на ее могиле появился только в 2005 году, спустя тридцать лет после смерти.

В память о выдающейся поэтессе назвали две улицы, одна из них в Санкт-Петербурге, вторая в Угличе.

Picture background

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.