Масленица – один из самых древних праздников, которые сохранились в славянских странах. История этого праздника по-своему удивительна и примечательна. Аналог европейского Карнавала, Масленица, так же, как её западный собрат, дошла до наших времён. И пусть этот праздник давно потерял свои прежние смыслы, он по-прежнему любим российским народом.
Масленица в 2021 году достаточно поздняя – она пройдёт на неделе с 8 по 14 марта. Проводы русской зимы пройдут, таким образом, 14 марта – спустя две недели после начала календарной весны. Во многих российских регионах это время не только редких дневных оттепелей, но и вполне ощутимого дыхания весны.
Дата Масленицы непостоянна в силу того, что масленичная неделя “вписана” в церковный календарь Русской православной церкви. Её даты зависят от того, когда в тот или иной год отмечается Пасха. Масленица всегда начинается за 8 недель до Пасхи.
Православная Пасха 2021 года будет отмечаться 2 мая. Это практически конец того периода, на который в принципе может выпадать этот праздник (между 4 апреля и 8 мая).
Нахождение языческого праздника в церковном календаре стало своеобразным компромиссом, на который пришлось пойти церкви на рубеже XVII-XVIII веков. У тогдашних иерархов так и не получилось запретить празднование чуждого для православия праздника. Всё, что удалось сделать – это сократить праздник с двух недель до одной и найти для Масленицы место в календаре накануне Великого поста.
Традиция плотно и сытно наедаться в Масленицу, когда та совпадала с Великим постом – то, что особенно раздражало русскую церковь. Теперь Масленица предваряет собой Великий пост и никогда с ним не пересекается. Даже верующие и воцерковлённые люди могут спокойно отмечать этот праздник, готовясь к главному посту всего года, который начинается на следующий день после проводов русской зимы.
Масленица всегда отмечалась в России широко. Как писал посетивший Москву во времена правления Ивана Грозного иностранец из Европы, картина празднования Масленицы живо напомнила ему итальянский Карнавал. Главное отличие было одно – если стражи порядка в Италии не давали народу слишком разгуляться, в Москве они пировали наравне с остальными.