Имя писателя Бориса Львовича Васильева знакомо широкому читателю по повестям «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «Завтра была война», роману «Не стреляйте в белых лебедей», по одноименным фильмам. Эти сочинения Бориса Васильева – «питание души».
«Среди могучей когорты писателей военного поколения он один из самых ярких, честных и любимых. Своей повестью «А зори здесь тихие…» он прочно вошел в большую литературу, и в жизнь, в душу, в нравственность выросших с тех пор поколений».(Л.А. Жуховицкий).
Борис Львович Васильев (21 мая 1924-11 марта 2013) – потомственный офицер. Его отец прошел Первую мировую и Гражданскую, прапрапрадедом по материнской линии был известный военачальник генерал-лейтенант Иван Алексеев, герой Бородинского сражения, участник взятия Парижа в 1814 году. "Меня воспитывали по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважении к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неумению врать», - вспоминал писатель. «Что есть книга? Книга есть питание души, аки хлеб – тела.» Это я на титульном листе «Истории двенадцати Цезарей прочитал. Чернила уже поблекли, почерк вельми старый: кто-то из книгочеев-предков написал. Для меня, видно, и для детей моих. Завет роду всему нашему… Только надолго ли заветом останется? .. И как же славно бы было, коли бы и потом, потом, в племени моем страсть сия не растворилась бы с горьким и печальным весьма осадком сожаления, но куда страшнее, если и без оного. Книга есть питание души, и нет у него иного питания…» (Б.Л. Васильев. Из романа «Картежник и бретер, игрок и дуэлянт»).
С детства Васильев не сомневался, что продолжит офицерскую династию. 22 июня 1941 года, в первые часы Великой Отечественной, 17-летний юноша явился в воронежский военкомат. Чудом остался жив, но получил тяжелую контузию. В госпитале впервые стал обдумывать литературные сюжеты. Надеялся вернуться на фронт, но 18-летнего парня, уже многое повидавшего, зачислили в Академию бронетанковых войск.
В 1946-м он получил диплом, служил на Урале испытателем колесных и гусеничных боевых машин. Демобилизовался в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте указал причину:»Хотел бы заниматься литературой». Затем Васильев писал пьесы, многие годы занимался написанием киносценариев и даже реприз для КВН.
Все изменилось в 1969 году, когда в августовском журнале «Юность» вышла его повесть «А зори здесь тихие…». Этот боевой эпизод был известен ему давно: несколько бойцов не позволили немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу в лесном северном краю. Бой местного значения, но в нем – вся суть войны. В сюжете у героя произведения были не мужики, а молоденькие девчонки. «Женщина ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал» - вспоминал Васильев.
Главный редактор Борис Полевой – знаменитый военкор Великой Отечественной, автор «Повести о настоящем человеке» - обычно строго относился к военной прозе. Но на этот раз предложил только три правки. Попросил заменить «шмайсер» на автомат, «еловый корень» на «выворотень» и… вместо авторского «Весна, которой не было» всем сотрудникам журнала придумать новое название повести. Полевой просто запер их в комнате и обещал бутылку коньяку тому, кто придумает нечто запоминающееся. В результате и появился необычный заголовок с многоточием в конце: «А зори здесь тихие…» Неизвестно, кто тогда заработал коньяк, но получилось очень по-васильевски. С той поры каждой его публикации ждали.
Вскоре по повести вышел фильм, режиссер Станислав Ростоцкий посвятил картину фронтовой медсестре, которая вынесла тяжелораненого Васильева во время войны с поля боя. За повесть и ее экранизацию писатель, которого еще недавно мало кто знал, получил Государственную премию СССР, главный приз Всесоюзного кинофестиваля, а также приз кинофестиваля в Венеции.
Летом 1971 года на экраны вышел легендарный фильм по сценарию Васильева «Офицеры». Картину ожидала всенародная слава. Именно здесь прозвучали слова «Есть такая профессия – защищать свою Родину». Актерами, играющими в этом фильме, восхищались.
В 1974 году выстраивались очереди в библиотеках за романом «В списках не значился». В романе идет речь о лейтенанте Николае Плужникове, который девять месяцев сражался с гитлеровцами в развалинах брестских бастионов.И даже немецкий генерал отдает ему честь.
Повесть «Завтра была война»также посвящена фронтовому поколению.Тогда тема сталинских репрессий вовсе не была ходовой, повесть вышла в том же журнале «Юность» в 1984 году. По доносу арестован честный большевик, его дочь покончила с собой. Трудные испытания обрушиваются на класс, который летом 1941 почти весь уходит на войну, мало кто вернется с войны. Это был реквием своему поколению.
В конце 1980-х Васильев стал депутатом перестроечного I съезда народных депутатов, в 1989-м демонстративно вышел из КПСС. Прежние советские идеалы рухнули, кроме одного – преклонение перед народным подвигом, совершенным в период Великой Отечественной.
История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, также нашла свое художественное воплощение в романах Васильева. В них автор пытается определить духовно-нравственную константу, что давала ей силы и способность в любых ситуациях интеллигенции оставаться самой собой, с возвышенной,трагической судьбой и с ее осознанием меры исторической и моральной ответственности.
Напитаем же умы и сердца наши книгами Васильева, вспомним слова его слова: «Убивает не только пуля, не только клинок или осколок – убивает дурное слово и скверное дело, убивает трусость и подлость». Многие герои книг Бориса Васильева «мыслят доброе» и поэтому «живут доброй жизнью».
Книги Бориса Васильева вы можете найти в нашей библиотеке, его произведения интересны и необходимы читателям не только будущих десятилетий, но и будущих столетий. Доброго здоровья вам, мира, радости и плодотворной работы!