Как глыба брошенной земли
Рукою нарта-великана,
Застыла пирамидою вдали
Гора потухшего вулкана.
Невысокая гора, напоминающая холм, возвышается над нашим городом Лермонтовым.
Доктор Гааз пишет про название горы в прошлом:
"Мы прошли совсем рядом с маленькой горкой, которая по-черкесски называется «Чишеупса», что означает «глыба брошенной земли», и оставили ее слева. Затем полторы версты шли по полю. Идя по дороге, огибающей Чишеупсу справа, мы сделали небольшой крюк и тропинкой, узкой и извилистой, по которой едва могли проехать дрожки, достигли задней стороны Бештау». Кто проходил этим маршрутом, ясно представляет, что речь идет о горе Шелудивой.
К сожалению, склоны горы послужили добычей строительного камня - как говорят строители - на её камне построены большинство новостроек городов КМВ советского периода. Карьер на Шелудивой работал в 1950-1970 годах. В результате юго-западная половина Шелудивой была срезана.. После разработок гора действительно стала шелудивой, ее склоны «покрыты каменными осыпями, возникшими при разработке трахита» (Гниловский, Бабенышева, 1966).
Но в далеком 1879 году гору, до начала разработки карьера, гору уже называли Шелудивая! Гора разрабатывалась для химических нужд. Состав её камня идеально подходит для хранения серной кислоты и его добывали уже тогда в начале 19 столетия уже для этих нужд. Ещё интересно, что один из первых разработчиков был инженер Шелудько и в честь него, якобы, и назвали гору - Шелудивая.
В наше время гора обрастает и приобретает привлекательный вид, на первый взгляд неприметная, она чем-то схожа с камчатскими сопками, ее вершина имеет свое неповторимое очарование. Шелудивая, возможно, обижена тем, что оказалась в стороне от туристических троп, возле небольшого городка, где даже не каждый житель поднимется на ее вершину. Но каждое утро она встречает нас, радуя то своей зеленью, то загадочной дымкой туманов. Я не историк и не географ, но вот ее история.
В непосредственной близости от Шелудивой в настоящее время находятся два населенных пункта: село Винсады и город Лермонтов.
Во время колонизации Северного Кавказа у юго-западного склона горы возникли два хуторка – Виноградный и Пушкин. Первое поселение образовано в 1892 году переселенцами из Харьковской и Волынской губерний, которые стали разводить виноград. Интересно второе наименование. В 1875 году генералу Устрялову за боевые заслуги перед Отечеством в награду выделили 4,5 тысячи десятин земли, на которых он обосновал хутор. В 1910 году помещик проиграл в карты эти земли Мусину-Пушкину. Отсюда и возникло второе название «Пушкин». В 1932 году в результате слияния хуторов Виноградный и Пушкин образовалось село. С 1958 года этот населенный пункт стал называться с. Винсады.
В краеведческих источниках скупо говорится о том, что в XIX веке у северного подножия Шелудивой располагались аулы Росламбек и Трамов (потомки – черкесские ногайцы, живут в с. Канглы, Минераловодский район). В 1944 году геологами на склонах горы Бештау было обнаружено местонахождение урановых руд. В 1953 году на территории, выделенной для размещения промышленных объектов атомной энергетики (добыча урановой руды ОАО «Гидрометаллургический завод»), был основан рабочий поселок Лермонтовский. 24 июля 1954 года получил статус города. В 1967 году специализированное значение города Лермонтова утратилось, стали возникать новые предприятия.
Наш город за последние десятилетия далеко шагнул к подножию Шелудивой, и лишь крутые склоны горы смогли отбить эту «атаку». Но, несмотря на то, что гора вплотную окружена человеческими поселениями, она и сегодня сохранила свою первозданность.
Гора легко доступна. Подняться на ее вершину можно можно практически со всех сторон. Пройдя коротким маршрутом от въезда в г. Лермонтов со стороны Пятигорска, уже через 20-25 минут можно стоять на вершине (874 метра над уровнем моря), которую венчает трехметровая тренога ретранслятора. Небольшая по размерам верхушка Шелудивой окружена выходами скал. Хорошо посидеть здесь на одном из камней, чтобы отдохнуть и полюбоваться окрестными пейзажами.
На юге при хорошей погоде горизонт замыкают снежные «шапки» Большого Кавказа. На западе открываются тонущие в синеве необозримые степные просторы.
Внизу, прямо под ногами, голубым оком смотрится блюдце водохранилища на окраине Лермонтова. Проплывающие в небе кучевые облака белыми барашками отражаются на его поверхности.
Прижавшись к горе, в сторону станции Скачки тянется старая ветка железной дроги, по которой транспортировался добывавшийся в карьере камень. Правильные кварталы города, застроенные типовыми пятиэтажками и двухэтажками, а теперь и многоэтажными современными домами, заполняют долину между Шелудивой и Бештау. На севере между Развалкой и Змеиной выглядывают горы Острая и Железная. На востоке обзор закрывает Бештау. В ясный день кажется, что он, подобно большой синей птице, отрывается от земли, паря среди белых облаков, а в ненастье, отрезанный молочной пеленой тумана, на время исчезает из видимости наблюдателя.
Путешественнику, поднимающемуся на Шелудивую в мае-июне, дано ощутить в воздухе пикантный запах, напоминающий аромат корицы и лимона. Его источает удивительное лекарственное растение – ясенец кавказский (в народе «неопалимая купина»), его соцветия являются индикатором нетронутости природы. Надо сказать, что в жаркую погоду из розовых цветов выделяются эфирные масла, которые могут вызвать даже ожоги на теле человека, незаживающие две-три недели. На склонах горы произрастают купена и валерьяна лекарственная, называемая еще «мяуном» за то, что ее очень любят коты. Под порывами ветра склоняются седые пряди ковылей, вплетенные в зеленый ковер, в котором то тут, то там видны яркие пятна мышиного горошка, колокольчика и других травянистых растений.
По ложбинам склона в степь вонзаются узкие клинья леса, состоящего в основном из дуба и ясеня. Искусственные обнажения карьера представляют большой интерес для изучения строения и условий образования горы. «Раны», нанесенные человеком, стали потихоньку «затягиваться»: между камней появилась трава и отдельные кустарники.
На спуск с горы потребуется не более 15-20 минут. Но, возвращаясь обратно, ты уносишь красоту этих мест в своем сердце. И кто знает, быть может, еще не раз тебе захочется подняться на этот невысокий, но красивый «олимп» Пятигорья.