«Беляевские чтения»
В истории Великой Отечественной войны немало героических женщин, сражавшихся наравне с мужчинами. Однако среди плеяды славных дочерей выделяются летчицы 46-го гвардейского Таманского авиаполка.
Боевая деятельность полка – одна из самых героических страниц женских формирований не только страны, но и мировой военной истории.
Всего за годы войны в стране были сформированы три женских авиаполка. 588-й полк, более известный, как 46-й гвардейский Таманский авиаполк, летчиц которого фашисты прозвали «ночные ведьмы», имеет особую историю. Уникальность его заключается в том, что на протяжении всей войны этому авиационному полку удалось сохранить исключительно женский состав – все, от техника до командира. Командиром полка, еще на этапе его организации, была назначена Бершанская Евдокия Давыдовна (1913-1982 гг.)
Служба в полку предполагала интенсивную ночную деятельность. Техническую основу полка представляли самолеты У-2: деревянной конструкции, с открытыми кабинами и простейшими аэронавигационными приборами, в простонародье – «кукурузник». Скорость полета – не более 120 км/ч, максимальная высота – 3 тыс. метров, нагрузка – до 200кг.. До 1944г. летчицы летали без парашютов и личного оружия. Однако маломощный самолет стал знаменитым ночным бомбардировщиком. Совершая бомбометание на предельно низкой высоте, самолет точно поражал цель и стал серьезной угрозой противнику. Летчики с любовью называли У-2 «небесным тихоходом», его минусы превращались в плюсы. Этот труженик войны мог взлетать почти с любой площадки и садиться при минимальном освещении на поле, на дорогу, в самых неподходящих для этого местах.
Участие 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка в битве за Кавказ сыграло большое значение как в самой битве, так и в обширной героической биографии этого военного формирования. Именно здесь, на Северном Кавказе женский полк прошел боевое крещение, приобрел бесценный опыт выполнения сложных военных операций, получил признание высшего командования и боевых частей, с которыми он взаимодействовал.
Из воспоминаний Ароновой Р.Е. – Героя Советского Союза, гвардии майора, штурмана 46-го гвардейского Таманского авиаполка:
«…Здесь в предгорьях Кавказа, девушки по-настоящему показали, что может самолет У-2 и на что способны советские летчицы, если они в совершенстве владеют техникой ночного полета и горят желанием как можно скорее изгнать оккупантов с родной земли.
Летчицы делали за ночь по 6-8, а то и по 10 боевых вылетов. Их не страшили ни горы, ни коварная кавказская осенняя погода. Наши самолеты буквально висели над головами оккупантов, сбрасывая на них бомбы мелкого калибра и различного назначения. Один пленный немец рассказал на допросе, что У-2 их прямо-таки изматывали, не давали спать, держала в напряжении, да и урон причиняли немалый….»
За весь боевой путь (от Северного Кавказа до Германии) полком было произведено 24 тыс. боевых вылетов, с налетом 29 тыс. часов, сброшено 3 млн. кг. бомбового груза и 7 млн. листовок; вызвано 811 пожаров, 1092 взрыва большой силы, советским войскам сброшено 155 партий грузов с боеприпасами и продовольствием. Боевые заслуги летчиц 46-го гвардейского Таманского авиаполка 22 раза отмечались в приказах Верховного главнокомандующего. Из 29 летчиц страны, удостоенных в годы войны звания Героя Советского Союза, 23 из этого полка! В послевоенное время еще двум летчицам было присвоено звание Героев России.