#книжныйхитнедели
«Я всё брал с благодарностью и со странным чувством, будто бабушка даёт мне то, что я должен спасти, потому что это может больше никому не понадобиться». Ю. Каракур («Фарфор»).
Эта книга о хрупких вещах: о ломкой старости, о робком детстве, о соседках по подъезду, которые вдруг пропадают с лавочки, о дымной церкви на последнем этаже больницы, о плацкартном вагоне, в котором всю ночь громко храпела женщина, о потерявшихся письмах из Мариуполя, о красной смородине, которая кровоточит, если ее неаккуратно сорвать с ветки, о мире, подсмотренном из-под козырька новенькой бейсболки USA California.
Маленький Юра почти всегда с бабушкой — вместе они настоящая команда. Они вместе гуляют с «женщинами», боязливо поскальзываясь на утоптанном снеге, вместе моют ковер в реке, посматривая на купающуюся молодежь, вместе сплетничают о знакомых бабулях-подружках с их лавочки у подъезда. Иногда мальчик кажется внуком всего двора: он запросто перечислит проблемы всех местных бабушек, а они ласково обращаются к нему «Юрочка».
А Юрочка рассказывает о своем детстве, и в этих хрупких воспоминаниях узнаются летние, залитые солнцем дворы, лес с шалашами, сад, посреди которого стоит ванна с поливальной водой.
Его истории, грустные или смешные, но всегда светлые. Вас укутает слог, такой подробный, иногда тараторящий детским голоском, а иногда, особенно ближе к концу, рассказывающий взрослым голосом, принявшим ту меланхолично-приятную интонацию, с которой рассказывают о воспоминаниях давно ушедших дней.
Книга кажется чем-то очень личным, хрупким, как старые фотографии из бархатных фотоальбомов, как фарфоровая чашечка, которую достают из серванта только по большим праздникам, при виде которой сразу наполняешься важностью момента. И именно это ощущение личности так наполняет всех героев, делая их настоящими, дышащими, живущими свои нелегкие жизни.