Константина Воробьева в равной степени можно назвать и одним из самых ярких, и одним из самых недооцененных представителей «лейтенантской прозы». Его книги мучительно пробивались в печать, его прозу при жизни беспощадно критиковали, а свою единственную литературную премию он получил спустя почти полвека после смерти.
Константин Дмитриевич Воробьев прежде всего - человек, наделенный личной отвагой, пламенным гражданским мужеством, взрывным зарядом темперамента и самопожертвования, чутким и ранимым сердцем. Вот проникновенные слова о Константине Воробьеве, о цене «окопной» правды его произведений:
«Он долго и трудно шёл в литературу, его рукописи громили московские рецензенты… громили беспощадно, изничтожающе… за «искажение положительного образа», за «пацифизм», за «дегероизацию»… В особенности досталось за «окопную правду», за «натуралистическое» изображение войны и за искажение «образа советского воина»… (Виктор Астафьев).
«Воробьёв написал две прямодушные повести о подмосковных боях — «Крик» и «Убиты под Москвой». В них мы найдём, при всём скоплении случайностей и неразберихи любого боя, и нашу полную растерянность 41-го года; и эту немецкую лёгкость, как, при лихо закатанных по локоть рукавах, секли превосходными автоматами от живота по красноармейцам; и тупость неподготовленных командиров; и малодушие тех политруков, кто спешил свинтить шпалы с петлиц и порвать свой документ; и засады за нашей спиной откормленных заградотрядчиков — уже тогда, бить по своим отступающим; и ещё, ещё не всё поместилось тут — и об этом тоже целые поколения не узнают правды?? — Повесть «Убиты под Москвой» безуспешно прошла несколько журналов и была напечатана в начале 63-го в «Новом мире» личным решением Твардовского. И концентрация такой уже 20 лет скрываемой правды вызвала бешеную атаку советской казённой критики — как у нас умели, на уничтожение. Имя Воробьёва было затоптано — ещё вперёд на 12 лет, уже до его смерти. Он жил эти годы со «вторым ножом в спине», в состоянии безысходности» (Александр Солженицын).
Константин Воробьёв родился 24 сентября 1919 г. в Курской губернии в многодетной семье. Судьба не баловала его с самого рождения, с 14 лет он работал. Воробьевы с трудом пережили страшный голод, который разразился на курской земле в 1933 г.
После техникума приехал в родное село. В 1935 году работал в районной газете литературным сотрудником. Написал антисталинское стихотворение «На смерть Куйбышева», в котором пожелал Сталину «в краткий срок» оказаться в аду вместе с покойным. Хотя стихотворение не получило широкой огласки, редактор газеты поспешил избавиться от проблемного сотрудника. В мае 1936 г. он уехал в столицу. В октябре 1938 года был призван в Красную Армию, служил в Белорусском военном округе. Был сотрудником армейской газеты «Призыв», там же опубликовал свои первые рассказы.
В звании лейтенанта воевал под Москвой, в 1941 году контуженным лейтенант Воробьёв попал в плен и с 1941 по 1943 год находился в шести лагерях военнопленных. Дважды бежал из плена. Только 24 сентября 1942 года побег увенчается успехом, и Воробьёв считал этот день своим вторым рождением. В 1943—1944 годах он был командиром партизанской группы из бывших военнопленных в составе действовавшего в Литве партизанского отряда под Шяуляем.
После освобождения Шяуляя войсками Красной армии Воробьёв был назначен в этом городе начальником штаба ПВО. Литва стала второй родиной Константина Воробьёва, но и здесь были мучительные проверки НКВД и лишь через 10 лет награда — медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
Во время нахождения в подполье в 1943 году Воробьёв написал автобиографическую повесть «Это мы, Господи!», в ней он излил, исторг из себя на бумагу все пережитые унижения, всю боль и ужас плена. Публикация её не состоялась, лишь в 1986 году она была обнаружена в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР, куда она была сдана в своё время вместе с архивом «Нового мира». Впервые повесть была опубликована в журнале «Наш современник» в 1986 году.
В 1947 году Воробьёв был демобилизован, переехал в Вильнюс, Литва стала его второй родиной. Сменил много профессий, в 1952—1956 годах работал в редакции ежедневной газеты «Советская Литва». О его некоторых произведениях коротко пишут: «публикация не состоялась». Однако в 1951 году в вильнюсском альманахе был опубликован рассказ Воробьёва «Лёнька», а позже вышел его первый сборник рассказов «Подснежник», затем — сборники повестей и рассказов «Седой тополь» (1958), «Гуси-лебеди» (1960) и другие.
На протяжении многих лет Константин Воробьёв переписывался с Виктором Астафьевым; прочитав в журнале «Молодая гвардия» повесть «Алексей, сын Алексея», Виктор Петрович послал автору письмо через редакцию, пометив на конверте: «Переслать лично Воробьёву Константину и моему другу Назиру».
Константин Дмитриевич Воробьёв написал более 30 рассказов, очерков и десять повестей. Автобиографические повести с изображением жестокости войны писателю удавалось публиковать с большими задержками, с вынужденными купюрами и сокращениями. Повесть «Мой друг Момич» (1965, опубликованная посмертно в 1988), отражает трагедию коллективизации (ранее был напечатан её сокращенный вариант под названием «Тетка Егориха»). С задержками выходили повести «Одним дыханием» (написана в 1949, напечатана под названием «Последние хутора» в 1958), «Ермак» и другие произведения. В центре повести «Убиты под Москвой» – история гибели роты кремлевских курсантов во время обороны Москвы осенью 1941 г. Трагедия молодых кремлевцев и их командира капитана Рюмина, увиденная глазами командира взвода, лейтенанта Алексея Ястребова, была жестоко раскритикована в прессе. Один из самых одиозных партийных критиков тех лет – Григорий Бровман, сам прошедший войну военным корреспондентом и требовавший от писателей-фронтовиков придерживаться «правды исторического оптимизма», охарактеризовал повесть как «реестр страданий, ужасов и смертельно изуродованного тела».
Константин Воробьёва назвали «русским Хемингуэем», а по оценке Дмитрия Быкова, «Воробьёв был самым американским из русских писателей, странным сочетанием Хемингуэя и Капоте», ему принадлежат «нежнейшие и мощнейшие тексты в русской послевоенной прозе».
Рассказы и отрывки из повестей переведены на болгарский, латышский, немецкий, польский языки, выходили сборники переводов на литовский язык.
Константин Дмитриевич Воробьёв умер 2 марта 1975 года после тяжёлой болезни (раковая опухоль мозга) в Вильнюсе. Через 20 лет прах писателя был перезахоронен в его родном Курске на Офицерском (Никитском) кладбище.
Память
- Мемориальная плита на доме в Вильнюсе, в котором писатель жил в 1960—1975 годах;
- На вильнюсском доме, где в течение последних 15 лет жил писатель, установлена мемориальная доска;
- В 1995 году Воробьёву посмертно присуждена премия имени Сергия Радонежского;
- В 2001 году Воробьёву посмертно присуждена премия Александра Солженицына с формулировкой: «…чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов». Александр Исаевич Солженицын назвал Воробьёва одним «из наиболее значительных художников слова второй половины XX века»;
- В Литве открыт Благотворительный Фонд имени писателя Константина Воробьёва
В Курской области
- 3 октября 2009 года в Курске, в сквере у Курской государственной филармонии, открыт памятник К. Д. Воробьёву;
- Имя Константина Воробьёва носит средняя школа № 35 города Курска, там же имеется музей писателя;
- Имя Константина Воробьёва носит библиотека;
- В честь писателя названа одна из улиц Северо-Западного микрорайона города Курска;
- На его родине, в селе Нижний Реутец, в родительском доме, открыт музей писателя;
- В областном краеведческом музее действует постоянная экспозиция, посвящённая жизни и творчеству К. Д. Воробьёва;
- Ежегодно проводится творческий конкурс им. К. Воробьева на лучшее журналистское произведение на военно-патриотическую тему;
- К 90-летию писателя в Курске в издательстве «Славянка» вышло в свет пятитомное собрание сочинений К. Д. Воробьёва;
- В честь 100-летия со дня рождения знаменитого земляка администрация Медвенского района учредила памятную медаль. В числе награждённых дочь писателя Наталья Константиновна, скульптор Владимир Бартенев, учителя, музейные и библиотечные работники, писатели, журналисты.