В 2024 году Северная Осетия отметит 165-летие со Дня рождения Коста Хетагурова.
Коста Хетагурова соотечественники считают основоположником литературного осетинского языка. Он был талантливым человеком — поэтом, драматургом, публицистом, этнографом, живописцем. Осетины с большим уважением относятся к Хетагурову, занимавшемуся общественной, просветительской деятельностью.
Коста Хетагурова печатался с 1888 года, его произведения написаны на осетинском языке («Осетинская лира», 1899). Автор очерка по истории Осетии «Особа» (1894), поэм «Перед судом», «Фатима» и др., пьесы «Дуня». В творчестве защищал интересы горской бедноты, руководствуясь христианскими духовно-нравственными ценностями. Одним из лучших произведений поэта считается незаконченная историческая поэма «Хетаг». К. Л. Хетагуров много писал и на русском языке («Стихотворения», 1895), сотрудничал со многими газетами Северного Кавказа.
ДЕТСТВО
Коста Хетагуров родился в осетинском ауле Нар 15 октября 1859 года в дворянской семье. Его отец, Леван Елизбарович, служил в российской армии в чине прапорщика. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения и мальчика до пяти лет воспитывала дальняя родственница, Чендзе Джапарова. Чендзе дарила ему любовь, теплоту своего сердца. Но затем Леван Елизбарович привел в дом мачеху. Отношения с пасынком у нее не сложились, малыш, чувствующий ее неприязнь, часто убегал из дома, искал убежища у родственников.
ОБРАЗОВАНИЕ
Когда мальчик подрос, родители записали его в местную школу. Потом Коста учился во Владикавказской прогимназии. Во Владикавказе мальчику жилось несладко, он скучал по дому, однажды сбежал на родину. Отец не настаивал на возвращение в прогимназию, устроил Коста в Каланджинское училище. С 12 лет подросток стал обучаться в Ставропольской гимназии. Он увлекался живописью, литературой, сам пробовал писать. К этому периоду относятся ранние стихотворения Хетагурова – «Новый год», «Муж и жена», «Вере».
Вскоре его отец стал главой нового поселения. Под его руководством земляки переселились на территорию Краснодарского края, основав на берегу Кубани Георгиевско-Осетинское поселение. В настоящее время село, расположенное в Карачаево-Черкесской республике, носит имя поэта.
КОСТА ХЕТАГУРОВ - ХУДОЖНИК
Через шесть лет холсты Хетагурова попали на всероссийскую выставку, получили высокую оценку. В 1881 году Коста стал студентом Петербургской академии художеств, попал в мастерскую П. П. Чистякова. Юный художник был знаком с Репиным, Врубелем, Суриковым, Серовым и учился живописи с их помощью.
Картины Хетагурова получили высокую оценку именитых коллег. Самыми известными его полотнами считаются картины «Гора Столовая», «За водой», «Скорбящий ангел», «Природный мост». Окончить академию Коста не удалось, после того, как прекратилась выплата стипендии, 20 октября 1883 г. он был исключён из числа воспитанников Академии. В течение последующих двух лет он оставался в Петербурге, хлопоча, чтобы его приняли обратно в Академию. Не имея средств к существованию, Хетагуров работал подёнщиком, грузчиком, но все хлопоты были напрасны. В начале лета 1885 г., не окончив полный курс обучения, Коста был вынужден вернутся в отцовский дом в с. Георгиевско-Осетинское, а в конце лета — начале осени того же года приехал во Владикавказ, где провел шесть лет.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Первые поэмы «Чердак» и «Поздний рассвет» Коста Леванович написал в северной столице. Во Владикавказе он продолжил литературную деятельность, писал стихи на родном языке, публикуя их в периодических изданиях «Казбек» и «Северный Кавказ».
После возвращения во Владикавказ, Коста Хетагуров вынужден был жить в разных местах: у родственников, знакомых, порой — на квартире, зарабатывая на жизнь живописью. Хетагуров занимался церковной живописью, оформлял театральные постановки, рисовал декорации, его кисти принадлежит ряд картин и рисунков на светские темы. К владикавказскому периоду творчества Коста относятся портреты близких, знакомых и друзей.
Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета, бесправие, вековое невежество и духовная подавленность народа приводили его в отчаяние. Последователь русских революционных демократов, художников-передвижников, Хетагуров видит смысл творчества в служении народу. Его поэзия, живопись говорят о правде окружающей жизни. Эта правде в стихотворении «Горе» (осет. «Додой»), других стихотворениях на осетинском языке. Правда окружающей жизни, боль за угнетённую осетинскую бедноту и в картинах Коста, «Мальчики-каменщики», «За водой», изображающей непосильный детский труд.
ССЫЛКИ
Цензурные органы обвиняли молодого поэта в вольнодумстве. В результате власти выслали его из Осетии на два года.
Коста перебрался к отцу. Ссылка была не единственной неприятностью, которую ему довелось пережить. Поэт влюбился в красивую девушку Анну Цаликову, сделал ей предложение. Образ Анны стал источником вдохновения Коста как поэта и как художника. Его Муза отказалась выходить замуж за бедного литератора, у которого не было даже своего дома. Вскоре поэту довелось испытать настоящее горе – умер отец, к которому он испытывал глубокую привязанность.
В 1893 ГОДУ ХЕТАГУРОВ УЕХАЛ В СТАВРОПОЛЬ, СТАЛ СОТРУДНИКОМ ГАЗЕТЫ «СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ». ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА ЛИТЕРАТОР ОПУБЛИКОВАЛ СБОРНИК СВОИХ СОЧИНЕНИЙ. ИЗДАНИЕ ВЫШЛО НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ, В РОССИИ У ПОЭТА ПОЯВИЛАСЬ МАССА ПОЧИТАТЕЛЕЙ.
Но его продолжали преследовать неудачи, начались проблемы со здоровьем. Доктора обнаружили у поэта туберкулез костей. Он перенес несколько операций, в том числе во Владикавказе, после чего окончательно слег. Но Коста продолжал работать.
Вскоре его отправили в очередную ссылку, пунктом проживания для опального поэта определили город Херсон. Основной проблемой пребывания поэта в этом городе, кроме слежки, кроме отсутствия интеллигенции, была невозможность найти источники существования. Как поднадзорный, он не имел права работать в государственных учреждениях. Цензура пристально следила за вольнодумцем, публицистику Хетагурова трудно было назвать лояльной.
Хетагуров написал прошение на перевод в Одессу, но ему разрешили переехать только в Очаков. В этом городе осетинский поэт влюбился в море, жалел, что у него не было с собой ни холста, ни красок. Жизнь в Очакове была легче, чем в Херсоне, Коста поселился в рыбацком доме, где гостеприимные хозяева были добры к нему.
Вскоре пришла добрая весть – на родине вышел его сборник стихов «Осетинская лира» на родном языке. Некоторые произведения не вошли сборник, другие были включены с изменениями. Но все равно, это была большая победа, если учесть, что поэт своими произведениями вызывал большую ненависть у царских чиновников, их осетинских приспешников.
ЖИЗНЬ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
После окончания ссылки литератор некоторое время жил в Пятигорске, затем в Ставрополе, работал в газете «Северный Кавказ».
Памятник К.Хетагурову в Пятигорске
В редакции газеты Коста работал до 1897 года, эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности поэта. Хетагуров пишет стихи, поэмы, статьи, которые печатаются в кавказских газетах «Казбек», «Северный Кавказ», в журнале «Терские ведомости» и в периодических изданиях столицы. В 1897 году он активно включился в деятельность благотворительного Общества по распространению образования и технических сведений среди горцев Терской области. В этот период Коста возвращается к занятиям церковной живописью. В 1897 году в Ставрополе был возведён каменный собор Андрея Первозванного. Коста Хетагуров принимал участие в росписи храма.
В конце 1898 года, после происшедшего во Владикавказе бытового инцидента, несмотря на непричастность писателя, местные власти приняли решение: «Константину Хетагурову воспретить место жительства в пределах Кавказского края…».
7 апреля 1901 г. Коста Хетагурова освободили от полицейского надзора и, соответственно, с него был снят запрет на проживание во Владикавказе и Владикавказском округе.
У него было много планов, увы, они остались неосуществленными. Поэт мечтал построить дом, открыть детскую художественную школу, завести семью. Он не успел закончить два своих произведения – поэмы «Плачущую скалу», «Хетаг».
Весной 1903 г. Коста просил руки Лёли Хурумовой, дочери своего друга Иорама Хурумова и получил согласие. Но летом этого же года резко ухудшилось состояние здоровья поэта, а в 1904 году Лёля Хурумова умерла от туберкулёза. Все это время Коста жил впроголодь, совершенно больной, и ему приходилось иногда даже просить у друзей денег на хлеб. Сестра Ольга забрала его в родное село. В июле 1904 г. Ольга привозила тяжело больного поэта в Пятигорск, чтобы показать профессору Харьковского университета А. Я. Анфимову. Доктор нашёл состояние поэта безнадёжным. Измученный тяжёлой болезнью, Коста умер на руках у сестры.
На вокзале Владикавказа гроб с телом Коста встречало огромное количество людей. Хотя была приготовлена траурная колесница, гроб всю дорогу несли на руках. Несли студенты, офицеры, простой народ, мохевцы и даже просто оборванцы, все старались дотронуться до гроба. По дороге осетины, грузины, армяне служили панихиды, всякий на своём языке, со своими певчими.
Его прах погребен во Владикавказе. В Осетии с большим почтением относятся к творчеству знаменитого земляка.