20 декабря исполняется 120 лет со дня рождения Евгении Соломоновны Гинзбург, автора автобиографического романа «Крутой маршрут», одного из самых первых литературных произведений, рассказывающих о сталинских репрессиях в стране.
Она была советской журналисткой, писательницей, кандидатом исторических наук, а еще педагогом и литератором, узницей колымских лагерей. Мало кому хватило мужества, пройдя все «круги ада» сталинских лагерей, остаться честным, любящим Родину и свободу человеком. Евгении Гинзбург это удалось.
Начиналась жизнь Евгения Гинзбург благополучно. Она родилась в 1904 г. в Москве, в хорошей еврейской семье, отец был фармацевтом.
В 1909 г. семья переехала в Казань. В 1920 г. Евгения поступила на факультет общественных наук Казанского университета, но после второго курса в связи с закрытием факультета поступила в Восточный (впоследствии Казанский) педагогический институт на историческую секцию словесно-исторического отделения.
Во второй половине 1920-х гг. преподавала на рабфаке, в Казанском педагогическом институте, в Казанского государственного университета, занималась журналистикой. Член ВКП(б) с 1932 г. Публиковала статьи по методике преподавания истории в школах Франции и Германии, составила экскурсионно-методический очерк о дворянской Казани, разработала программы к урокам о современной деревне, об Октябрьской революции. Активно занималась журналистской и организаторской работой – руководила отделом культуры в областной газете «Красная Татария» и русской секцией Союза советских писателей Татарии и Казани.
15 февраля 1937 г. Е. С. Гинзбург арестовали по обвинению в участии в контрреволюционной троцкистской группе, террористической деятельности, подготовке покушения на «жизнь товарища Сталина». Осуждена на 10 лет с поражением в правах на 5 лет и конфискацией всего личного имущества. Три года провела в тюрьмах, затем была этапирована на Колыму. Заключение отбывала в женском лагере «Эльген». После освобождения 15 февраля 1947 г. работала медсестрой в системе Санитарного управления Дальстроя, педагогом-музыкантом в детском саду. Ей пришлось ухаживать за скотом, валить лес, тяжело работать. В октябре 1949 г. была повторно арестована и по материалам старого дела приговорена к ссылке на поселение без указания срока. По просьбе Е. С. Гинзбург ссылку в Красноярский край ей заменили на дальнейшее проживание на Колыме. В июле 1955 г. была реабилитирована Военной Коллегией Верховного Суда СССР.
Во второй половине 1950-х гг. преподавала русский язык и литературу в Магадане в школе рабочей молодежи и в средней школе № 1, которую окончил её сын, впоследствии известный писатель В. П. Аксёнов.
С Колымы Евгения Семёновна уехала во Львов, где работала внештатным корреспондентом местной газеты. В 1966 г. переехала в Москву, начала активную журналистскую деятельность. Её очерки, рецензии, переводы ( а она отлично знала французский, немецкий, татарский языки) часто публиковались, в том числе в журналах «Юность», «Литературное обозрение», «Новый мир», «Семья и школа» и др.
Главным литературным трудом Е. С. Гинзбург стала художественно-мемуарная книга «Крутой маршрут» (1967 – I том, 1980 – II том). Это личные воспоминания писательницы о ГУЛАГЕ, проведшей около двадцати лет в лагерях и ссылках и репрессированной в 1937 году. Ей удалось выжить и написать книгу о женском опыте заключения. Она стала примером того, как даже в невыносимых условиях можно сохранить человечность. Выжить в лагерях помогала литература: арестантки читали друг другу по памяти все, что помнили. У Гинзбург была хорошая память – как-то раз она вспомнила и записала дословно всего «Евгения Онегина».
В СССР «Крутой маршрут» не публиковали, и даже Твардовский не взял рукопись в «Новый мир». Гинзбург начала работу над книгой в начале 60-х. Первая часть «Крутого маршрута» (правда, с множеством опечаток и искажений) была впервые опубликована в Италии. Ещё раньше книга широко распространилась в самиздате. Произведение отличала новизна материала, острота восприятия тогдашним обществом правды о репрессиях периода культа личности Сталина и лагерях. Советский читатель познакомился с книгой в 1988 году.
Увидеть свою книгу напечатанной в СССР Е. С. Гинзбург не удалось. Уже после её смерти отдельные главы и фрагменты из «Крутого маршрута» появились в журналах «Даугава» (1988, 1989), «В мире книг» (1988), «Спутник» (1990), в магаданском альманахе «На Севере Дальнем» (1990). Отдельное двухтомное издание вышло в Риге в 1989 г. со вступительной статьей В. Аксёнова и послесловием Л. Копелева. Через год «Крутой маршрут» был выпущен издательством «Советский писатель», а в 1992 г.– Магаданским книжным издательством.
Через десять лет Московский театр «Современник» поставил спектакль по книге, вызвавший широкий резонанс не только в России, но и во время зарубежных гастролей.
«У данного спектакля есть телеверсия, которую можно было посмотреть на телеканале " Культура ". Конечно, живой спектакль и записанный - это разные вещи по зрительскому восприятию и энергетике, но, когда нет возможности побывать на спектакле офлайн, приходиться довольствоваться онлайн. Галина Волчек- режиссёр спектакля, справилась с этой задачей гениально просто: затемнение части сцены и внимание зрителя обращено на приглушенный светом участок, имитирующий тюремную камеру, в которой находятся измождённые, ничем неповинные женщины. Снова перестановка света - и зритель переносится в кабинет следователя, становясь свидетелем безумного и жестокого допроса».
«Несмотря на свой серьезный возраст ( более 30 лет), спектакль производит огромное впечатление. Постановка воссоздает атмосферу тюремного ада, в котором находятся женщины, арестованные за политические преступления, которых они не совершали. В тюремной камере мы видим женщин разного возраста, разных взглядов и судеб. Центральная фигура в спектакле - Евгения. Ее роль исполняет народная артистка России М. Неелова, как всегда, игра этой актрисы великолепна. Жесткими непрерывными допросами героиню доводят до изнеможения. Обессилившая Евгения еле может прошептать по требованию следователя свою фамилию, однако, эта мужественная женщина так и не ставит подпись в признании предъявленных ей обвинений. Далеко не все героини пьесы выдерживают нечеловеческие методы психологического давления и пыток( периодически в камеру доносятся жуткие крики), некоторые из них, вернувшись в камеру, признаются, что подписали все, что от них требовали.
Нам показывают тюремный быт со скудной пайкой плохой еды, отсутствием возможности помыться, с холодным карцером для тех, кого никак не могут "сломать". Неизвестность, непонимание, что происходит в стране, почему ты оказался в застенке, переживания за близких, оставшихся на свободе, о детях и их будущем - это круг мыслей, который не отпускает героинь. Разговоры о детях вызывают самые сильные переживания, и чтобы не было массовой истерики, тема "дети" - запрещена для обсуждения вслух.
Спектакль страшный, трагический, но это правильно, что в театральной афише есть такой спектакль о черных страницах сталинской эпохи, о времени, когда человек мог в мгновение ока исчезнуть без следа. Хорошо, что сохранились документальные свидетельства людей, переживших ужасы политических репрессий. Горько, что власть искалечила тысячи жизней ни в чем неповинных людей, истребила цвет нации, уничтожив таланты в самых разных областях знаний. Страшный урон нанесло это время нравственной составляющей общества и мы до сих пор ощущаем его.
Длительность телевизионного спектакля составляет два часа, и за это время изображены только начальные круги Ада репрессированных. Всего, что описано в книге Евгении Гинзбург, показать зрителю сложно, но и то, что удалось Галине Волчек в своём спектакле достаточно, чтоб заставить людей задуматься».
Являясь художественно-документальным произведением, «Крутой маршрут», с одной стороны, – факт художественного творчества с присущим ему субъективным изображением и оценкой событий и героев. С другой стороны, документальное начало, заявленное в книге, требует верности фактам, точности в изображении реальных событий и героев. С этой точки зрения книга Е. С. Гинзбург небезупречна. Несмотря на это, «Крутой маршрут» остаётся документом эпохи, отразившим мироощущение женщины, прошедшей путь от партийной элиты до лагерницы.
Е. С. Гинзбург успела вместе с сыном совершить путешествие во Францию. Об этом она начала писать заметки «От Колымы до Сены», оставшиеся незавершёнными. Умерла 25 мая 1977 г. в Москве. Похоронена на Кузьминском кладбище.
Отзывы о спектакле: https://otzovik.com/review_12362530.html